Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. — СПб., Речь, 2006. 208 с.
Книга посвящена практике использования игры в контексте сказкотерапии.
Авторы рассказывают о том, как создавать игры для работы с детьми и подростками; какие игры использовать в различных ситуациях консультирования и психокоррекции; какие игровые упражнения предложить ♦ особым» детям в процессе формирования социальных навыков; как обучать ребенка основам грамоты в песочнице.
Книга будет полезна и психологам, и родителям.
Ряд материалов, представленных в данной книге, ранее частично был опубликован в сборнике «Практикум по креативной терапии».
Содержание
Несколько слов об игре............................................................... 5
Игровая терапия...................................................................................11
1. Игровая терапия и психоанализ........................................13
2. Игровая терапия отреагирования.......................................14
3. Игровая терапия построения отношений.............................15
4. Недирективная игровая терапия........................................16
5. Игровая терапия в условиях школы...................................17
Сказочная игротерапия .......................................................................21
Игровой практикум ..................................................................33
1. Искусство дебатов............................................................33
2. Шесть шляп ...................................................................48
3. «Волшебный круг» .........................................................63
4. «Полотно счастья» ...........................................................89
Игротерапия с детьми, имеющими проблемы развития и
ограниченные возможности жизнедеятельности....................... 100
1. Игры с пуговицами........................................................ 101
2. Рыбалка........................................................................ 103
3. Аквариум...................................................................... 103
4. Пуговичное ожерелье..................................................... 104
5. Пуговичное лото............................................................105
Игры со спичками..............................................................................111
1. Знакомая незнакомка..................................................... 111
2. История одной спички ................................................... 112
3. Спичечный узор............................................................ 113
Коммуникативные игры .................................................................... 115
1. Обыкновенное чудо ........................................................ 115
2. Камень и веревка........................................................... 118
3. Волшебные руки............................................................ 120
4. Глина и скульптор ......................................................... 121
5. Групповая скульптура....................................................122
6. Чудесные пироги........................................................... 123
7. Моя ладонь ................................................................... 124
8. Ладонь друга................................................................. 125
Игры в песочнице...............................................................................128
Общие принципы взаимодействия с клиентом.............................130
1. Проективная психодиагностика в песочнице.....................141
2. Серия игр «Песочная грамота» .......................................175
3. Познавательные игры.....................................................199
4. История России в играх на песке.....................................202
5. Игра-экскурсия по Санкт-Петербургу..............................207
ИГРЫ В СКАЗКОТЕРАПИИ
Материал этой книги уже видел свет в «Практикуме по креативной терапии». Данное издание — новая жизнь игр сказочной страны.
Несколько слов об игре
Ее Величество игра. Как она прекрасна, удивительна, непостижима...
К великому таинству игры пытаются приблизиться вот уже многие века литературоведы, фольклористы, философы, психологи, педагоги, юристы.
Благодаря их трудам и исследованиям Организация Объединенных Наций провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Ребенка, выходящего на «жизненную дорогу», обозначаемую словом «век».
По мнению русского народа, эта дорога состоит из трех этапов — детства, взрослости и старости. Издавна в русской культуре детство рассматривалось, как время роста, чистоты, безмятежности. Детство — это время подготовки к жизни и... игры. Доказательством этому служит множество русских пословиц и поговорок: «Старый спать, а молодой — играть», «Молод с игрушками, а стар с подушками», «Детям не порча игрушки», «Игрушки да смешки, шутки да потешки», не токмо главное, но и важное занятие для дитяти», — говаривали русские люди.
Интересно, оказывается, слово «играть», применительно к ребенку, означало «жить» и «дружить». В какой-то степени это
6
сохранилось в языке и современных детей. Дети обычно говорят: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю», что по сути означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!»
Наблюдения многих медиков, психологов и педагогов показывают, что «подготовленный к игре» ребенок, в отличие от «неподготовленного», значительно активнее, здоровее психически, физически и интеллектуально, более жизнеспособен.
Воистину — «играть — значит жить!» «Вся жизнь — игра!» — эта фраза из «Пиковой Дамы» А. С. Пушкина сопровождает нас уже второе столетие. Но «...Жизнь дается нам один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы...» — и эти слова Николая Островского прочно укрепились в сознании людей советской эпохи. Осмысление детства как времени игры, а игры как средства подготовки к будущей жизни — одно из главных положений русской народной педагогики. Однако, многим современным родителям и педагогам оно кажется устаревшим и неактуальным. Они считают, что новое время, с его ускоренным темпом и ритмом жизни, не позволяет терять драгоценные годы, дни, часы и даже минуты на «пустые игры» в «дочки-матери», в «казаки-разбойники». И если уж играть, считают некоторые, то пусть это будут «умные» компьютерные игры или спортивные — например: восточные единоборства. Стремясь видеть своих детей образованными людьми, родители и педагоги зачастую видят в детстве лишь короткую ступень на пути ребенка в общество взрослых людей, где о» должен занять достойное место. При этом игре достается лишь функция развлечения и отдыха между делами, которыми так важно занять ребенка.
Так что же это за явление — наша игра? Почему именно ей внутренне заполнено детство? Что даст нам, родителям, педагогам и психологам, раскрытие тайн детских игр? Ответ на этот вопрос мы будем искать в трудах мыслителей разных эпох.
7
В латинском языке понятие «игра» — «paideid» — этимологически близко к понятию воспитание, что и использует в своих рассуждениях древнегреческий философ Платон. У него игра стоит в одном ряду с праздниками и божественными культами. Платон был убежден, что необходимо жить играя, дабы снискать к себе благосклонность богов и прожить согласно свойствам своей природы. Он пишет: «...любое юное существо не может, так сказать, сохранять спокойствие ни в теле, ни в голосе, но всегда стремится двигаться и издавать звуки, так что молодые люди то прыгают, то скачут, находят удовольствие в плясках и играх. Те же самые боги, о которых мы сказали, что они дарованы нам как участники наших хороводов, дали нам чувство гармонии и ритма, сопряженное с удовольствием...»1. Итак, по Платону, игра — источник удовольствия.
Аристотель также не придавал игре самоценного значения, хотя ценил ее за развлечение и отдых и за то, что игра готовит к труду. По его словам «...в идеальном государстве люди способны предаваться прекраснейшим играм...».
И. Кант считал игру «незаинтересованной деятельностью», занятием, которое «приятно само по себе». Шиллер, боготворивший красоту во всех ее проявлениях, считал, что игра и красота уравновешивают, дополняют друг друга, и красота побуждает к игре. По мнению Шиллера, человек «играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком тогда, когда играет...», и «игра — свободное самостоятельное раскрытие всех сил человека, его сущности»2.
Э. Геккель и С. Холл в труде «Инстинкты и чувства в юношеском возрасте»3 выдвигали тезис о том, что в силу биогенетического закона в детских играх проявляются родовые признаки охоты, рыболовства, кочевничества, земледелия, собиратель-ства. Таким образом, считали эти ученые, игра не что иное, как «своеобразный атавизм биологических и культурных предков». Русский педагог начала XX века Н. В. Шелгунов, исследуя игры детей, отмечал, что чувства действительности и жизненной правды выражаются во всех играх ребенка. Он пишет: «Игра ребенка — его жизнь, он в ней самостоятельная, свободная личность, развивающая свои силы; он в ней полный человек, пользующийся небольшими средствами своей еще не сформировавшейся души, чтобы жить своей полной детской и неполной человеческой жизнью. Для действительной жизни у ребенка еще слишком мало душевного материала, мало следов, мало сложившихся представлений, у него их довольно только для игры...»4.
Так значит, игра и призвана помочь ребенку накопить душевный материал, сформировать и уточнить представления о жизненно важных действиях, поступках, ценностях.
А что же по этому поводу говорил американский психолог и психиатр Э. Берн? «Игрой мы называем серию следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом..., но обладающими скрытой мотивацией, короче говоря, это серия ходов, содержащих в себе ловушку, какой-то подвох». Вывод Э. Берна о значении игры прост и актуален: «Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть, и как в них играть»5.
В своей книге «Человек играющий» Й. Хейзинг приходит к важнейшему выводу, что игра — это необходимый способ социальной жизни, объективная основа нашего существования.
Блестящий российский психолог, исследователь игры, Д. Б. Эль-конин полагает, что игра организует с помощью культовых символов деятельность и, значит, учит ориентироваться в явлениях культуры, помогает использовать их соответствующим образом. Д. Эль-конин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе онтогенеза, как одну из форм развития психических функций и способ познания ребенком мира взрослых.
Что может быть прекраснее детской игры? И что может быть более важным, чем детская игра? Игра — это прежде всего работа фантазии, «...а в работе фантазии мы имеем настоящее эмоциональное мышление, которое надо противопоставить познавательному мышлению; так как в последнем материале восприятия перерабатываются мысли, в которых нами усваивается истина, а в работе фантазии материал нашего эмоционального опыта перерабатывается в целях выражения и усвоения идеалов... »в. По словам В. Зеньковского, «игры, в их внутреннем течении, независимо от биологической функции, внешне благоприятствующей их развитию, служат задачам эмоциональной жизни ребенка; в них ищет своего выражения эта жизнь, в них она ищет разрешения своих вопросов и задач. Психологически игра может быть определена не как деятельность, цель которой в ней самой, а как деятельность, служащая средством телесного и психического выражения чувства, тому изменению реальности, которое непременно имеет место при игре, и благодаря которому объект игры представляет неразрывное сплетение реального и воображаемого. Без работы фантазии, без изменения объекта нет и игры...».
Конечно же, большинство игр служат прежде всего интересам чувства, а не интеллекта (имеются в виду спонтанные детские игры). Именно благодаря этому игры становятся важнейшим подспорьем в деле подготовки ребенка к будущим жизненным перипетиям. Детская игра обеспечивает ребенку и безопасность, и «психический простор», «психическую свободу», необходимую для того, чтобы могли оформиться все силы, все дремлющие в глубине души функции.
ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ
«Что же это за метод? Чему и кому он служит? Зачем терапевтировать ребенка в игре, ведь вы только что доказывали нам, что игра и есть процесс "само"..., так пусть дети сами и играют...». Нередко приходится слышать такие слова.
По определению Г. Л. Лэндрета: «Игровая терапия определяется как динамическая система отношений между ребенком и терапевтом, обученным процедурам игровой терапии, который обеспечивает ребенка игровым материалом и облегчает построение безопасных отношений для того, чтобы ребенок мог более полно выразить и исследовать собственное Я (чувства, мысли, переживания и поступки) с помощью игры — естественного для ребенка способа коммуникации"»9.
Мы разделяем и поддерживаем позицию Г. Л. Лэндрета, но в нашем понимании игротерапия — это процесс совместного с ребенком проживания и осмысления какой-либо жизненно важной ситуации, поданной в игровой форме. Это процесс сотворчества, содействия, сопереживания, в котором ребенок и взрослый вместе идут по дороге откровений, открытий и побед 10.
Так почему же игротерапия в последнее время вызывает интерес и привлекает к себе внимание специалистов, работающих с детьми? Все дело в том, что игра для ребенка — естественный способ рассказа о себе, своих чувствах, мыслях, о своем опыте. «Очевидно, что игрушки для детей — слова, а игра — речь.
Свести терапию к вербальной экспрессии — значит отрицать существование наиболее графической экспрессии: деятельности... Если существует терапия с помощью разговоров, то почему не может существовать терапия с помощью игры?»— абсолютно справедливо задает вопрос Лэндрет.
Детям бывает очень непросто поделиться со взрослыми, да и друг с другом своими переживаниями и чувствами. Но все свои чувства, весь свой полученный опыт они легко, непринужденно и естественно могут прожить в игре, выбрав определенный игровой материал, действуя с ним определенным образом. Разыгрывая и тем самым проживая вновь и вновь определенные ситуации. Все это дает возможность чуткому и мудрому взрослому постичь «ландшафт детской души». Игра предоставляет уникальную возможность ребенку реорганизовывать, преображать свой опыт, свой личный мир.
Экслайн рассматривала игру как процесс, в котором ребенок проигрывает свои чувства, таким образом выводя их на поверхность, вовне, получая возможность взглянуть на них со стороны или научиться управлять ими, либо отказаться от них (Axline, 1969). Действительно, зачастую наши беседы, увещевания «не греют детскую душу». Они, быть может, и понятны, и принимаются ребенком, но все это не есть их собственный опыт, не их личный выбор и не ими принятое решение. Как часто мы предлагаем детям нюхать срезанные цветы, лишая их возможности выращивать прекрасные цветы самим.
Таким образом, игротерапию мы понимаем как процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры, в котором на глубинном ценностном уровне происходит волшебное таинство собирания и укрепления собственного Я, успешное моделирование собственного настоящего и будущего. Какова же история развития игровой терапии? О зарубежном пути развития игротерапии написа-
13
но немало. Достаточно обратиться к книге Г. Лэндрета. Он выделяет пять основных направлений развития западной игроте-рапевтической мысли.
1. Игровая терапия и психоанализ
История маленького Ганса, описанная в трудах Зигмунда Фрейда, стала отправной точкой использования наблюдений за детской игрой в психоаналитической терапии. Вслед за работой Фрейда с Гансом Термина Хаг-Хельмут стала одним из первых терапевтов, утверждавших, что игра является наиболее ответственным моментом в психоанализе ребенка. Именно она предложила использовать игрушки, для того чтобы помочь детям как можно полнее выразить себя в игре. Психоаналитики обнаружили, что дети не могут описывать свое беспокойство словами, как это делают взрослые. Детей чаще всего, в отличие от взрослых, совсем не интересуют их прошлое и стадии собственного развития. Поэтому многие психоаналитики были вынуждены использовать непрямой терапевтический контакт, а именно метод наблюдения за детьми.
В 1919 году М. Клейн стала активно использовать игровую технику, как средство анализа при работе с детьми моложе 6 лет. По мнению Клейн, детская игра всегда бывает обусловлена скрытыми мотивациями и свободными ассоциациями, точно так же, как и поведение взрослых. Ею были проанализированы те случаи, когда игра использовалась как метод свободных словесных ассоциаций. Таким образом, игра позволила непосредственно проникнуть в детское бессознательное, при этом обогатив представления терапевта о ребенке. Использовала в своей работе с ребенком игру и Анна Фрейд. Игра для нее была неоценимым подспорьем для установле-ния контакта с ребенком. В отличие от Клейн А. Фрейд подчеркивала, что прежде чем приступить к толкованию бессознательных мотиваций, скрывающимися за рисунками и игрой ребенка, чрезвычайно важно наладить эмоциональный контакт между ребенком и терапевтом. Клейн и А. Фрейд утверждали, что игровая терапия позволяет безболезненно «вскрыть» прошлое и усилить ЭГО ребенка, ведь игра — это то средство, которое делает самовыражение ребенка свободным.
2. Игровая терапия отреагирования
Дэвид Леви (1938) предложил использовать игру в работе с детьми, пережившими какое-либо травмирующее событие. Леви обосновывал использование игры в процессе терапии тем, что именно игровая деятельность дает ребенку возможность отреагирования. В рамках этого подхода игротерапевт воссоздает такую обстановку, чтобы специально отобранные игрушки помогли ребенку восстановить тот опыт, который вызвал у него реакцию тревоги. Ребенку предоставляется возможность спонтанной игры в игровой комнате с предложенным игровым материалом. Затем терапевт в определенный момент вводит в игру ребенка стрессогенную ситуацию. Воссоздание травмирующего события позволяет ребенку освободиться от боли и напряжения, вызванных этим событием.
Иногда ребенку разрешается свободный выбор игры. В процессе «отыгрывания» или разыгрывания прежнего опыта ребенок управляет игрой и тем самым переходит из пассивной роли пострадавшего в активную роль деятеля.
Яркой иллюстрацией игровой терапии отреагирования может служить замечательный фильм-наблюдение Ролана Быкова «Кукла». Главная герои -ня фильма — девочка 6-7 лет. Вся ее жизнь протекает во взаимодействии с неким взрослым (женского пола) и куклой. Увлеченно играет девчушка с куклой: нежит, баюкает, кормит, одевает, поет ей песенки и пр. Но вот слышны тяжелые шаги, хлопанье двери, стук об пол тяжелых предметов, охи, недовольное бормотание, крики, шлепки, детский плач.
Сменяется кадр, и девчушка вновь играет с куклой. Но теперь она уже кричит на куклу, бьет, откидывает от себя. Затем поднимает ее с пола, прижимает к груди, успокаивает, что-то нашептывая.
Но вот снова шаги, открывается дверь. Взрослого человека не видно в кадре, лишь нечто гнетуще-зловещее заполняет комнату. И опять — бормотание, шлепки, крик, плач. Дверь захлопывается. Ребенок некоторое время находится в оцепенении, затем хватает куклу и бежит в сад, где под могучим деревом кидается на землю и начинает бить, в остервенении рвать куклу, кричать и плакать... Обессилев, девочка засыпает. А когда просыпается, то своими нежными, тонкими пальчиками собирает истерзанную куклу, прижимает ее к груди и спокойно возвращается в дом...
Так игры с куклой помогают этой маленькой девчушке вынести вовне свои тревоги, страхи, разочарования. И кто знает, не будь куклы, смог бы ребенок переносить те стрессогенные ситуации, постоянно выпадающие на ее долю.
5. Игровая терапия в условиях школы
Школа видит свою основную цель помощи детям в их интеллектуальном, эмоциональном, физическом и социальном развитии, предоставив им соответствующие возможности обучения. Таким образом, главная задача использования игровой терапии с детьми состоит в том, чтобы помочь детям подготовиться к усвоению предлагаемых знаний наилучшим образом. Детей нельзя заставить научиться чему-либо. Русская пословица гласит:
«И один человек может привести лошадь к реке, но даже сотни людей не заставят ее пить воду, если она того не желает». С одной стороны, игровая терапия способна возбудить интерес к учению, к творческому, продуктивному взаимодействию в учителя и ученика в процессе общения. С другой стороны, игровая терапия призвана оказать содействие в формировании личности в целом. Игровая деятельность дает возможность ребенку почувствовать себя хозяином положения, властелином своих эмоций и чувств, первооткрывателем и успешным человеком, тем самым формируя положительные представления ребенка о себе.
Безусловно, направленность игротерапии и способ ее организации зависят от той терапевтической школы, к которой принадлежит игротерапевт.
СКАЗОЧНАЯ ИГРОТЕРАПИЯ
Что же отличает русскую традицию игротерапии? Прежде всего, тесная взаимосвязь с жизнью и общечеловеческими ценностями. Инструкции к играм часто брались из народных сказок и преданий.
Сказочная игротерапия является преемницей этой традиции. Самое главное — построить связный сюжет игры, где одна игра плавно перетекает в другую, отражая жизненно важный опыт.
Основной признак сказочной игротерапии — инструкция к игре в форме сказки или притчи, в зависимости от возраста клиента. Мы заметили, что инструкция в сказочной форме создает условия для более глубокого проживания ребенком, подростком и взрослым всего хода игры. Кроме того, в контексте сказкотерапии, игры становятся важным инструментом для «подачи» выделяемых нами видов сказок.
Мы выделяем два способа превращения обычной игротерапии в сказочную.
Способ первый. Сегодня, к счастью, издано множество книг, описывающих разнообразные игры. Их можно взять за основу. Превращаясь в сказочного игротерапевта, нужно просто «переписать» инструкцию к игре в форме сказки или притчи. Возьмем к примеру, всем известную игру «в колечко». Помните, «колечко, колечко, выйди на крылечко»? Попробуем превратить ее в сказочную игру. Основной образ игры — колечко. Тот, кому оно досталось, может смело выходить «на крылечко». Причем, задача других играющих — этого не допускать.
Способ второй. Он подразумевает обратное действие: игра придумывается к сказке. Как вы уже знаете, в системе сказкотерапии мы выделяем пять видов сказок: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные. В зависимости от целей работы и проблем клиента или воспитанника подбираются соответствующие сказки, и на основе их сюжета придумываются игры.
Например, нам необходимо проработать с детьми идею помощи ближнему. Без этого эффективная созидательная коммуникация невозможна. Если мы сами не имеем возможности написать сказку или притчу на эту тему, то ищем среди художественных сказок сюжет, иллюстрирующий эту идею. Например, сказка «Цветик-семицветик». Фабула ее всем известна: девочка получает в подарок чудесный цветок, исполняющий желания. Шесть лепестков она потратила с наименьшей пользой. Зато последний лепесток принес пользу больному мальчику. В игре «Цветик-семицветик» мы обыграем чудесные свойства цветка и научимся их созидательно использовать. Но прежде мы обязательно обсудим сказку.
Итак, с правилами игры знакомит ведущий. Из оборудования потребуются один лист ватмана, набор цвет-
25
ной бумаги, клей, ножницы, карандаши и ручки по количеству играющих.
— Сказка рассказала нам, дорогие друзья, о чудесном цветке, исполняющем желания. Цветик-семицветик был подарен волшебницей. Но мы с вами находимся в сказочной стране, и сами можем быть волшебниками. Тем более, что это нам не раз удавалось! Давайте вырастим свой Цветик-семицветик.
— Вы спрашиваете, как это сделать? Вот большой лист бумаги. Давайте его сделаем волшебным. Вы уже знаете, что для этого нужно передать листу частичку своего тепла. Положите, пожалуйста, руки на лист бумаги, поводите по нему руками. Чувствуете, он постепенно становится волшебным? Теперь возьмите простые карандаши.
— Давайте договоримся между собой: кто рисует стебель, кто — листочки, кто серединку, а кто лепестки Цветка.
— Прекрасно, дорогие волшебники! Эскиз нашего Цветка готов. Теперь нужно сделать его волшебным, в особенности его лепестки. Но знаете ли вы, что нужно для этого сделать?
— Чтобы лепесток был волшебным, в него необходимо заключить доброе пожелание близкому человеку.
— Возьмите цветную бумагу, ножницы. Вырежьте по одному лепестку. На обороте лепестка напишите доброе пожелание кому-то. Не торопитесь, хорошо подумайте. Ведь все может сбыться!
— Итак, чудесные разноцветные лепестки готовы. Пожалуйста, прочитайте ваши пожелания, написанные на обороте лепестков.
— Дорогие волшебники, вы создали чудесные лепестки с добрыми пожеланиями. Теперь приклейте, пожалуйста, кончик лепестков в серединке Цветка.
— Вот мы и создали Волшебный Цветок, исполняющий желания. Давайте вспомним сказку. Девочка с небольшой пользой истратила шесть лепестков. Почему? Да, она думала только о своих желаниях. Вы, дорогие волшебники, подумали о тех, кто рядом с вами, ваших близких.
— Наш цветок создан для того, чтобы нести радость. Мы можем оторвать по лепесточку для наших близких, и отнести им добрые пожелания.
Другой пример. В группе есть проблема конструктивного проявления чувств и взаимодействия друг с другом. Дети проявляют агрессию, быстро обижаются, тревожны. С одной стороны, нам необходимо снизить уровень психоэмоционального напряжения, с другой стороны, важно проработать с детьми тему эмоций и чувств. Иначе говоря, нам нужно преодолеть «хаос» в эмоциональной сфере и «включить» естественные механизмы саморегуляции.
Как добиться этого? Конечно, с помощью психотерапевтической сказки, которая расскажет ребятам о Стране Чувств. Сказку мы сразу же разыграем в песочнице.
Идея состоит в представлении нашего внутреннего мира в образе сказочной страны, которой правит добрый и мудрый Король. Он имеет множество слуг — это наши чувства, желания, мысли, намерения. Самое главное для нас — разделить Короля и его слуг (а на психологическом языке — «усилить Я»). Для этого мы последовательно знакомимся со слугами Короля, узнаем их поближе, понимаем, что самое главное качество королевского слуги — чувство МЕРЫ. Образ Меры — образ баланса во внутреннем мире.
Мы говорим с ребятами о том, что у каждого из нас внутри есть такая сказочная страна, есть Король и слуги. Но насколько силен Король? Бывает, что слуги захватывают власть в стране, а Король оказывается в темнице или изгнании. Как, например, было, когда власть в стране захватили слуги по имени Обида, Злость и Страх. А случилось это так...
«Конечно, приятнее видеть слуг по имени Радость, Удовольствие, Интерес, а Злость, Обиду, Страх встречать нечасто. Но мы ведь с вами знаем, что они тоже верные слуги Короля. Однако не все подданные Короля так считали. Некоторые стали говорить: «Зачем нам эти противные Злость, Страх, Обида? Когда они приходят, мы ссоримся, деремся, нам очень неприятно. Давайте подговорим Короля, чтобы он выгнал этих слуг из страны!»
Но Король был мудр и останавливал своих подданных. Но, если о нас за глаза говорят плохо, перешептываются и перемигиваются за нашей спиной, мы это почувствуем? Конечно! Нам будет приятно или неприятно? Конечно, неприятно! А когда нам неприятно, мы какие дела будем делать быстрее: хорошие и плохие? Многие люди, когда о них плохо говорят, обижаются и совершают не очень хорошие поступки. Так случилось и в нашей чудесной стране чувств... (Далее рассказ ведущего разыгрывается в песочнице. Ведущий предлагает ребятам создать Страну Чувств, потом продолжает свой рассказ.)
Так вот, темной ночью, на краю леса собрались слуги по имени Обида, Злость и Страх. Обида, обиженно поджав губы, рассказывала о том, что их хотят выгнать из страны. «Им, видите ли, без нас лучше живется! Мы им, видите ли, совсем не нужны!» — фыркала Обида, а слуга по имени Злость сжимал кулаки. «Мы им покажем, что мы можем! Вот посадим Короля в темницу, да будем править страной, вот они у нас попляшут!»
И вот заговорщики пробрались во дворец, схватили спящего Короля и бросили его в темницу (фигурка Короля может быть в этом эпизоде зарыта в песок).
Когда на следующее утро придворные, по своему обыкновению, собрались в тронном зале, они замерли в ужасе и изумлении. На королевском троне сидел слуга по имени Злость (или Страх — в зависимости от того, какую проблему вам важно проработать: агрессивность или тревожность). Он пытался одеть на свою голову корону, но она была волшебной и сползала. Тогда слуга по имени Злость со злостью кинул ее под трон (при этом корона Короля также закапывается в песок). Как вы думаете, каков был первый указ нового правителя? Да, было решено объявить войну соседнему государству. Кроме того, отныне каждому жителю королевства надлежало доносить на своих соседей, решать все споры с помощью кулаков, пугать друг друга всевозможными неприятностями. Представляете, какая жизнь настала в стране, тем более что слуги по имени Радость, Удовольствие и Интерес были из нее изгнаны?
Конечно, страна разрушалась и превратилась... (ребята в песочнице разрушают постройки, деревья и прочее). Видите, что может произойти со страной, если у власти оказались не законный Король, а Обида, Злость и Страх, забывшие о Мере?.. Приятно ли на это смотреть?..
Наверное, то же самое происходит и у человека внутри, если он постоянно со всеми ссорится, дерется, обижается...
Давайте попробуем честно ответить на вопрос: бывает ли в нашей жизни так, что власть во внутреннем королевстве захватывает слуга по имени Обида, или Злость, или Страх? Что вы чувствуете и что, как вы думаете, чувствуют окружающие вас люди? В каких ситуациях это происходит?
Итак, к власти пришел самозванец, и в стране начались разруха и бедствия. Ничего другого невозможно ожидать, если у власти находятся Злость или Страх.
А наши изгнанники, слуги Короля — Радость, Удовольствие, Интерес, что же стало с ними? Конечно, их сердце не могло вынести такого страшного зрелища.
29
Они вспомнили, что далеко-далеко, за горами, за долами, живет волшебница по имени... Как вы думаете, каково ее имя?.. Конечно же, волшебницу зовут Любовь!
Ах, и нелегок же путь к волшебнице! Сколько испытаний пришлось выдержать верным слугам Короля! И сразиться с ужасными людоедами и гигантскими муравьями, пройти через Черный лес... Но они дошли до царства Любви. Умывшись из колодца, почувствовали невероятный прилив сил и ликования. Сомнений не было — они ощутили Любовь.
Волшебница дала путешественникам сосуд с Любовью, чтобы они отнесли его своему повелителю. Ведь в этом было спасение их страны.
Путь назад был уже не таким тяжелым. Тем более что верных слуг Короля окрыляла Любовь.
Вот мы и узнали, что самое главное во внутренней сказочной стране — Любовь. Давайте приложим руку к сердцу: ведь именно там, согласно древним легендам, живет Любовь. Она позволяет заботиться о себе и близких людях, помогает создавать хорошее настроение, дает силы на свершение добрых дел, учит прощать тех, кто нас обидел... Чувствуете тепло от своих сердец? Это значит, что Любви в ваших сердцах много-много. Давайте, выйдя из сказочной страны, подарим Любовь тем, кто сейчас заботится о нас, а потом и нашим близким людям. А как это сделать — подскажет сердце...
Но наша история не закончилась. Слушайте, что было дальше.
Конечно, путь домой легче, чем из дома. Тем более, если несешь сосуд с Любовью! Итак, слуги по имени Радость, Удовольствие и Интерес добрались до своей страны, нашли темницу и освободили Короля. Только повелитель пригу-
30
бил из сосуда с Любовью, как к нему вернулись силы, уверенность, мужество и мудрость. Царственной поступью он отправился в тронный зал.
Как только самозванцы — слуги по имени Обида, Злость и Страх — увидели Короля, они затрепетали и бросились на колени. А придворные зашипели: «Вот, Ваше Величество, мы же говорили Вам, надо было избавиться от этих слуг, и ничего бы не было!»
Но Король остановил их: «Дело не в моих слугах, дело в дурных мыслях и разговорах! Я даю им три дня сроку, пусть они сами решат: покинуть ли нашу страну или найти в ней себе достойное применение».
Так сказал великодушный Король. Как вы думаете, правильно ли он поступил?
Через три дня слуги по имени Злость, Обида и Страх пришли к Королю и сказали: «Ваше Величество! Простите нас и Вы, и вы, жители королевства! Мы вспомнили о своем качестве Меры и поняли наше назначение в стране. Позволь нам построить свои дома НА ГРАНИЦЕ государства» .
«Почему же на границе? — удивился Король». Вот, что сказали слуги: «Слуга Ваш, по имени Страх, самый чуткий, самый осторожный, он далеко чувствует опасность и сможет Ваше Величество предупредить вовремя. Вы будете иметь время на то, чтобы достойно встретить опасность или предотвратить ее. Слуга по имени Злость придаст Вам силы для борьбы с врагом, сможет быстро наказать обидчика. Но не «переусердствовать», ибо он помнит о Мере. Слуга по имени Обида чуток к дурным мыслям и разговорам, он будет охранять Ваше достоинство и предотвращать недостойные разговоры и действия». (В песочнице страна перестраивается, дома Злости, Страха и Обиды переносятся на окраины.)
31
Вот как закончилась эта история. Сосуд с Любовью установили на самом красивом месте (в песочнице ребята совещаются, выбирая место для сосуда с Любовью). К этому месту мог легко подойти каждый, как только чувствовал себя раздраженным или тревожным. Ведь Любовь приносила покой в души жителей. Так, слуги по имени Злость, Страх, Обида охраняли страну, а Любовь согревала ее. Все жили долго и счастливо».
Эта сказочная игра, особенно разыгранная в песочнице или с помощью кукол, поможет ребятам осознать причины своего деструктивного поведения и понять свои сильные и слабые стороны. Теперь мы всегда сможем спросить нашего воспитанника: кто правит в твоей стране, Король или самозванец? Если самозванец, что может сделать Король, чтобы восстановить порядок вещей?
Конечно, «скоро сказка сказывается, но нескоро дело делается»... Для того чтобы внутренний Король вырос, требуется огромное терпение и время. Но путь теперь освещен.
Итак, дорогие читатели, теперь вам известны два способа превращения игротерапии в сказочную игротерапию. Вероятно, их намного больше. И осознание этого раскрывает перед нами большие возможности.
игровой практикум
В этом параграфе мы приводим три игры. Первая, «Дебаты», не является, собственно, сказочной. Мы включили ее для мягкого входа в сказочную игротерапию. Ведь при всей мягкости сказкотерапевтического воздействия нельзя не развивать способности к аргументации своего мнения...
Вторая игра «Шесть шляп» и третья «Волшебный круг» являются примерами сказочной игротерапии.
1. Искусство дебатов
В этой игре две команды, отстаивая свой тезис, используют разнообразные аргументы, контраргументы, эмоционально конструктивные средства выражения. Сначала играют две команды наставников (имеются в виду педагоги, воспитатели и другие взрослые), а ребята являются зрителями, а иногда и судьями. Следующий этап игры — ребята играют с помощью тренера-наставника или в условиях смешанной команды (наставники плюс ребята); последний шаг — самостоятельная игра.
Условия игры «Дебаты» таковы.
Участники игры (на первом этапе это педагоги и воспитатели) делятся на две творческие группы. Одна группа подбирает материал для утверждения какого-либо постулата, а другая собирает материал для отрицания оного. Таким образом, первая группа становится командой Утверждения, а вторая — командой Отрицания (жеребьевку проводит ведущий).
33
Для первой игры рекомендуем сделать предметом дебатов заявление Фреда Роджера: «Для того чтобы вырасти здоровым, ребенку необязательно уметь читать, ему необходимо уметь играть!» Команда Утверждения соглашается с мэтром. Команда Отрицания выдвигает антитезис: «Для того чтобы вырасти здоровым, ребенку необходимо уметь читать и необязательно уметь играть».
Задача обеих команд состоит в том, чтобы собрать «пакет доказательств, подтверждающий истинность выдвигаемого постулата, подготовиться к оспариванию предполагаемых доказательств противников и привести исторические, литературные и другие примеры, иллюстрирующие отстаиваемую позицию.
В процессе обсуждения тезиса и подбора доказательств члены команды выявляют и назначают троих активных игроков, которые будут представлять команду в процессе дебатов.
Первый спикер — игрок, начинающий игру. «Мозг команды», ведь именно в его руках находится пакет собранных вами доказательств. Он и предъявляет этот пакет для дальнейшего обсуждения и оспаривания. Его речь неспешна, убедительна. Каждое слово и фраза выверены, здесь нет пустых или «пространных» рассуждений — здесь суть, «соль» проблемы.
Второй спикер — активный слушатель, гибко и тактично ведущий линию оспаривания высказанных доказательств противоборствующей команды, мягко и ненавязчиво подводящий к мысли о шаткости и ненадежности выдвинутых противниками доказательств, готовящий зрителей и жюри (если таковое имеется) к выступлению спикеров своей команды. В его речи часто встречаются такие обороты, как «...с большим удовольствием я выслушал(а) Ваше выступление, и хотелось бы уточнить вот что...», «...очень ценное замечание прозвучало в Ваших словах, но...», «...как мы все слышали, Вы утверждаете, что..., а как быть с тем, что...» и т. д.
34
Третий спикер — очень эмоциональный игрок, хорошо владеющий не только речью, но и телом — актер, импровизатор. Его задача — «влюбить в себя» и жюри, и публику, обращаясь к жизненному опыту каждого зрителя и участника игры, приводя в пример исторические факты, судьбы литературных и сказочных героев, декламируя высокую поэзию, рассказывая байки и анекдоты.
Порядок выступления спикеров:
Открывает дебаты первый спикер команды Утверждения (не более 5 минут). Затем слово предоставляется второму спикеру команды Отрицания (не более 4 минут). Эстафету подхватывает первый спикер команды Отрицания (не более 5 минут). Его оспаривает второй спикер команды Утверждения (не более 4 минут). Потом в бой вступает третий спикер команды Отрицания (не более 4 минут). Завершает дебаты третий спикер команды Утверждения (не более 4 минут).
После того как ведущий рассказал играющим основные условия, командам дается 30 минут на сбор материала. При этом разрешается пользоваться литературой.
Звучит гонг. Команды собираются в зале. В центре зала уже оборудовано место для спикеров обеих команд (это могут быть столы, на которых расставлены таблички «КОМАНДА УТВЕРЖДЕНИЯ», «КОМАНДА ОТРИЦАНИЯ» и обозначены места для 1, 2, 3 спикеров).
Снова звучит гонг, и ведущий призывает спикеров занять свои места. Остальные участники игры становятся зрителями и болельщиками (в дальнейшем можно назначать и независимое жюри, которое будет оценивать работу спикеров и присуждать победу той или иной команде). Ведущий становится «тайммейкером». Он будет следить за временем, отпущенным на каждое выступление спикеров.
35
Традиционно игра начинается с представления спикеров. Делают это первые спикеры. Например: «Я, Первый спикер команды Утверждения — Иванова Екатерина, представляю свою команду. Второй спикер — Петрова Светлана, Третий спикер — Сидорова Ольга».
В качестве иллюстрации приводим стенограмму игры в Шек-снинской спецшколе. Отметим: играли взрослые, ребята были болельщиками и зрителями.
Ведущий: Слово предоставляется первому спикеру команды Утверждения.
1 спикер: Мы утверждаем, что для того чтобы вырасти здоровым, ребенку надобно уметь играть. Что же такое игра в нашей жизни?
Прежде всего, это движение. Рука новорожденного потянулась за игрушкой, и это движение; глаза следят за игрой — манипуляцией взрослого с погремушкой — и это движение. Полза-нье — ничто иное, как первые игры в разведчика и путешественника. И это есть движение, а движение — путь к здоровью.
Еще игра — это способ познания себя. Своих сил, возможностей и желаний.
В игре ребенок понимает, что многое может, многое умеет, ведь он берет на себя тот груз, к которому внутренне и физически готов. А значит в игре ребенок, как правило, успешен. «А если что-то не так, не так Я ловок, не так силен, как хотелось бы, то и это не беда, ведь завтра можно игру повторить», — думает ребенок. Игра всегда дает право на ошибку, а значит, сохраняет психическое здоровье, при этом направляя ребенка, показывает ему различные пути к достижению цели. Игра развивает у ребенка положительное представление о себе. А это — дорога к счастью, успешной адаптации в социуме и здоровью. Наше здоровье, дорогие друзья, зависит и от успешного взаимодействия с окружающим нас миром. А где, как не в детской игре, впервые открываются таинства песка (игры в песочнице); воды (беганье по лужам и пускание корабликов); земли и ее таинственных обитателей (помните, дорогие друзья, свой восторг от встречи с дождевыми червями, муравьями и прочими жителями нашей планеты); воздуха (о, эти яркие воздушные шары, самолетики, воздушные змеи...); огня (романтичные ночные костры, бенгальские огни и прочее). Здесь и радость открытий, и, конечно же, первые знания о технике безопасности, так необходимой для сохранения здоровья и жизни.
Как прожить без стрессов, на которые нас порой обрекает взаимодействие с себе подобными? Умению жить в коллективе, подчинять себе и подчиняться самому, быть социально гибким — всему этому ребенок может научиться в коллективных играх. Как непросто в наше время быть человеком команды — найти в ней свое достойное место. Что получается у меня лучше всего, кто я таков? Лидер-организатор, или генератор идей, или талантливый исполнитель?
Какое тестирование ответит на эти вопросы более полно и точно, чем игра?
Наше здоровье и наше счастье зависят и от того, какой жизненный путь мы себе выберем. Кем будем, будет ли наша профессия приносить нам радость и удовлетворение? Как здесь не ошибиться? А очень просто, надо лишь наиграться в конструкторов, градостроителей, учителей, врачей, космонавтов, разбойников и полицейских. И тогда пусть отдыхают психологи, занимающиеся профориентацией, зачем нам их выводы и советы. Мы принимаем решение сами, уже испытав себя в наших играх и найдя дело себе по душе, в котором мы и будем наиболее успешны.
Еще наше здоровье и счастье зависят от выбора партнера, с которым нам идти по жизненному пути, растя своих наследников. Как нам не ошибиться и в этом?
В играх дети и формируют идеал своего спутника, помощника и единомышленника, с которым хотелось бы играть, дружить и жить. А уже имея конкретные представления о желаемом партнере, можно приступать и к выбору, который наверняка будет удачным.
Таким образом, мы утверждаем, что для того чтобы вырасти здоровыми, детям надо уметь играть.
Ведущий: Спасибо большое первому спикеру команды Утверждения, слово предоставляется второму спикеру команды Отрицания.
2 спикер команды Отрицания: С большим удовольствием мы выслушали это блистательное выступление. Разрешите оспорить лишь некоторые Ваши положения.
Итак, если я правильно поняла, то вы утверждаете, что основной путь к здоровью — это движение. Любое ли движение является таковым? Отнюдь!
Ведь важно знать, куда двигаться, в каком направлении, какие опасности могут подстерегать нас на этом пути, что там, за поворотом? Как может игра дать ответ на этот вопрос? Да никак! Выбрать направление движения вам поможет карта или схема, которую, извините меня пожалуйста, надо внимательно рассмотреть и прочитать. Но и этого мало. Чтобы выбрать свою дорогу, надобно знать и о многих других, а все их не прошагаешь и не проиграешь. Но об этих дорогах можно прочитать в приключенческой литературе, волшебных сказках, энциклопедиях и справочниках. Итак, движение — это путь к здоровью, но выбор этого движения надо предоставить все-таки чтению.
Далее в своей речи Вы, многоуважаемый спикер, говорили о том, что игра дает возможность ребенку познать себя, свои силы и возможности. Я и с этим согласна, но... Вспомните свою первую, самую дорогую победу! Когда же это было, когда вы удачно спрятались от приятеля или запятнали его; или когда сами, без посторонней помощи, прочитали слово, затем предложение, страничку, книгу? Ответьте мне, уважаемые коллеги! Вот это открытие, вот это перспектива личностного роста!
Но Вы продолжали утверждать и то, что игра позволяет Вам открывать таинства Вселенной, ковыряясь в песке, барахтаясь в луже, разрывая несчастных червяков и поджигая леса — достояние человечества. Ну, что ж, как говорится, каждому свое! Я же приглашаю вас всех проникнуть в удивительные миры прошлого и будущего, лишь открыв книгу. Книгу, которая поведет вас по доселе нехоженым тропам, заставит покорять океан, отправит за поиском истины и мечты. Книга станет вашим учителем, другом, тактичным и мудрым попутчиком. И, немаловажная деталь, совсем недокучливым. Когда вас что-либо утомит, вы просто свою книгу закроете.
Уважаемый первый спикер, как я поняла, Вы говорили и о том, что для полноценного здоровья, необходимо найти свое призвание, выбрав профессию по душе. И в этом, смею Вас уверить, Вам помогут книга, журналы, газеты. Именно из них вы почерпнете знания о великих открытиях, выдающихся личностях, их благородном и гуманном труде. Познакомясь с их трудами, вы сможете выбрать то дело, которое и будет вам по душе. А что касается выбора спутника жизни, то читайте сказки и испытывайте своих избранников так, как это предписано делать лицам королевской крови!
Спасибо всем, благодарю за внимание! Ведущий: Благодарим за выступление второго спикера команды Отрицания. Слово предоставляется первому спикеру команды Отрицания.
1 спикер команды Отрицания: Я очень рада, уважаемые коллеги, вашему искреннему участию в нашей полемике. Разрешите мне ознакомить вас с основными положениями команды Отрицания.
Мы утверждаем, что для того чтобы вырасти здоровым, ребенку надобно уметь читать.
Следует отметить, что мы понимаем здоровье как совокупность интеллектуального, эмоционального, психического и физического развития.
Рассмотрим роль чтения в каждом из вышеперечисленных аспектов развития личности.
Интеллектуальное развитие немыслимо без активного участия в нем второй сигнальной системы — речи. Наша речь не что иное, как «ее величество Слово».
Мы можем совершенствовать свое слово, лишь постоянно расширяя свой словарный запас, тем самым формируя образную, четкую, эмоциональную и грамотную речь. А образцы такой речи мы сможем взять только из книг — наших великих учителей.
Эмоциональное развитие человека не что иное, как опыт переживаний различных эмоций и чувств. Что же заставит нас радоваться и грустить, негодовать и умиляться, как не прекрасная сказка со всеми ее перипетиями и всегда счастливым концом или высокая поэзия Пастернака и Ахматовой, Пушкина и Гете? Где еще, как не при чтении, мы сможем познакомиться с высочайшими проявлениями жертвенности и героизма, мерзости, жадности и людской глупости. Книга учит нас состраданию и героизму, прививает любовь к Отчизне и «отеческим гробам».
Психическое здоровье обеспечит нам правильный подбор литературных произведений их осмысление, анализ и обсуждение, как самостоятельное, так и совместное (с родителем, учителем, психологом) проживание прочитанного.
А физическое здоровье удастся сохранить, соблюдая режим чтения и используя наши знания, почерпнутые из книг.
И хоть мое выступление было кратким, надеюсь, что оно дало представление о нашей позиции. Напомню, что мы утверждаем, что для того чтобы вырасти здоровым, детям надобно уметь читать!
Скачать весь текст: