Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. — СПб., Речь, 2006. 208 с.

 

Книга посвящена практике использования игры в контексте сказкоте­рапии.

Авторы рассказывают о том, как создавать игры для работы с детьми и подростками; какие игры использовать в различных ситуациях консуль­тирования и психокоррекции; какие игровые упражнения предложить ♦ особым» детям в процессе формирования социальных навыков; как обу­чать ребенка основам грамоты в песочнице.

Книга будет полезна и психологам, и родителям.

Ряд материалов, представленных в данной книге, ранее частично был опубликован в сборнике «Практикум по креативной терапии».

Содержание

Несколько слов об игре............................................................... 5

Игровая терапия...................................................................................11

1.  Игровая терапия и психоанализ........................................13

2. Игровая терапия отреагирования.......................................14

3. Игровая терапия построения отношений.............................15

4. Недирективная игровая терапия........................................16

5. Игровая терапия в условиях школы...................................17

Сказочная игротерапия .......................................................................21

Игровой практикум ..................................................................33

1.  Искусство дебатов............................................................33

2.  Шесть шляп ...................................................................48

3.   «Волшебный круг» .........................................................63

4.  «Полотно счастья» ...........................................................89

Игротерапия с детьми, имеющими проблемы развития и

ограниченные возможности жизнедеятельности....................... 100

1.  Игры с пуговицами........................................................ 101

2. Рыбалка........................................................................ 103

3. Аквариум...................................................................... 103

4.  Пуговичное ожерелье..................................................... 104

5.  Пуговичное лото............................................................105

Игры со спичками..............................................................................111

1. Знакомая незнакомка..................................................... 111

2.  История одной спички ................................................... 112

3.  Спичечный узор............................................................ 113

Коммуникативные игры .................................................................... 115

1. Обыкновенное чудо ........................................................ 115

2.  Камень и веревка........................................................... 118

3.  Волшебные руки............................................................ 120

4. Глина и скульптор ......................................................... 121

5. Групповая скульптура....................................................122

6.  Чудесные пироги........................................................... 123

7. Моя ладонь ................................................................... 124

8.  Ладонь друга................................................................. 125

Игры в песочнице...............................................................................128

Общие принципы взаимодействия с клиентом.............................130

1. Проективная психодиагностика в песочнице.....................141

2.  Серия игр «Песочная грамота» .......................................175

3. Познавательные игры.....................................................199

4. История России в играх на песке.....................................202

5.  Игра-экскурсия по Санкт-Петербургу..............................207

ИГРЫ В СКАЗКОТЕРАПИИ

Материал этой книги уже видел свет в «Практикуме по креативной терапии». Данное издание — новая жизнь игр ска­зочной страны.

Несколько слов об игре

Ее Величество игра. Как она прекрасна, удивительна, непос­тижима...

К великому таинству игры пытаются приблизиться вот уже многие века литературоведы, фольклористы, философы, психо­логи, педагоги, юристы.

Благодаря их трудам и исследованиям Организация Объе­диненных Наций провозгласила игру универсальным и неотъем­лемым правом ребенка. Ребенка, выходящего на «жизненную дорогу», обозначаемую словом «век».

По мнению русского народа, эта дорога состоит из трех эта­пов — детства, взрослости и старости. Издавна в русской куль­туре детство рассматривалось, как время роста, чистоты, безмя­тежности. Детство — это время подготовки к жизни и... игры. Доказательством этому служит множество русских пословиц и поговорок: «Старый спать, а молодой — играть», «Молод с иг­рушками, а стар с подушками», «Детям не порча игрушки», «Иг­рушки да смешки, шутки да потешки», не токмо главное, но и важное занятие для дитяти», — говаривали русские люди.

Интересно, оказывается, слово «играть», применительно к ре­бенку, означало «жить» и «дружить». В какой-то степени это

6

сохранилось в языке и современных детей. Дети обычно гово­рят: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю», что по сути означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!»

Наблюдения многих медиков, психологов и педагогов пока­зывают, что «подготовленный к игре» ребенок, в отличие от «неподготовленного», значительно активнее, здоровее психичес­ки, физически и интеллектуально, более жизнеспособен.

Воистину — «играть — значит жить!» «Вся жизнь — игра!» — эта фраза из «Пиковой Дамы» А. С. Пушкина сопро­вождает нас уже второе столетие. Но «...Жизнь дается нам один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы...» — и эти слова Николая Остро­вского прочно укрепились в сознании людей советской эпохи. Осмысление детства как времени игры, а игры как средства подготовки к будущей жизни — одно из главных положений русской народной педагогики. Однако, многим современным родителям и педагогам оно кажется устаревшим и неактуаль­ным. Они считают, что новое время, с его ускоренным темпом и ритмом жизни, не позволяет терять драгоценные годы, дни, часы и даже минуты на «пустые игры» в «дочки-матери», в «казаки-разбойники». И если уж играть, считают некоторые, то пусть это будут «умные» компьютерные игры или спортивные — на­пример: восточные единоборства. Стремясь видеть своих детей образованными людьми, родители и педагоги зачастую видят в детстве лишь короткую ступень на пути ребенка в общество взрослых людей, где о» должен занять достойное место. При этом игре достается лишь функция развлечения и отдыха меж­ду делами, которыми так важно занять ребенка.

Так что же это за явление — наша игра? Почему именно ей внутренне заполнено детство? Что даст нам, родителям, педаго­гам и психологам, раскрытие тайн детских игр? Ответ на этот вопрос мы будем искать в трудах мыслителей разных эпох.

7

В латинском языке понятие «игра» — «paideid» — этимоло­гически близко к понятию воспитание, что и использует в сво­их рассуждениях древнегреческий философ Платон. У него игра стоит в одном ряду с праздниками и божественными культами. Платон был убежден, что необходимо жить играя, дабы снис­кать к себе благосклонность богов и прожить согласно свой­ствам своей природы. Он пишет: «...любое юное существо не может, так сказать, сохранять спокойствие ни в теле, ни в голосе, но всегда стремится двигаться и издавать звуки, так что моло­дые люди то прыгают, то скачут, находят удовольствие в пляс­ках и играх. Те же самые боги, о которых мы сказали, что они дарованы нам как участники наших хороводов, дали нам чув­ство гармонии и ритма, сопряженное с удовольствием...»1. Итак, по Платону, игра — источник удовольствия.

Аристотель также не придавал игре самоценного значения, хотя ценил ее за развлечение и отдых и за то, что игра готовит к труду. По его словам «...в идеальном государстве люди спо­собны предаваться прекраснейшим играм...».

И. Кант считал игру «незаинтересованной деятельностью», занятием, которое «приятно само по себе». Шиллер, боготворив­ший красоту во всех ее проявлениях, считал, что игра и красота уравновешивают, дополняют друг друга, и красота побуждает к игре. По мнению Шиллера, человек «играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне чело­веком тогда, когда играет...», и «игра — свободное самостоя­тельное раскрытие всех сил человека, его сущности»2.

 

Э. Геккель и С. Холл в труде «Инстинкты и чувства в юно­шеском возрасте»3 выдвигали тезис о том, что в силу биогене­тического закона в детских играх проявляются родовые при­знаки охоты, рыболовства, кочевничества, земледелия, собиратель-ства. Таким образом, считали эти ученые, игра не что иное, как «своеобразный атавизм биологических и культурных предков». Русский педагог начала XX века Н. В. Шелгунов, исследуя игры детей, отмечал, что чувства действительности и жизненной правды выражаются во всех играх ребенка. Он пишет: «Игра ребенка — его жизнь, он в ней самостоятельная, свободная лич­ность, развивающая свои силы; он в ней полный человек, пользу­ющийся небольшими средствами своей еще не сформировавшейся души, чтобы жить своей полной детской и неполной человечес­кой жизнью. Для действительной жизни у ребенка еще слиш­ком мало душевного материала, мало следов, мало сложившихся представлений, у него их довольно только для игры...»4.

Так значит, игра и призвана помочь ребенку накопить душев­ный материал, сформировать и уточнить представления о жиз­ненно важных действиях, поступках, ценностях.

А что же по этому поводу говорил американский психолог и психиатр Э. Берн? «Игрой мы называем серию следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определен­ным и предсказуемым исходом..., но обладающими скрытой моти­вацией, короче говоря, это серия ходов, содержащих в себе ловушку, какой-то подвох». Вывод Э. Берна о значении игры прост и актуа­лен: «Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обу­чение тому, в какие игры следует играть, и как в них играть»5.

В своей книге «Человек играющий» Й. Хейзинг приходит к важнейшему выводу, что игра — это необходимый способ соци­альной жизни, объективная основа нашего существования.

Блестящий российский психолог, исследователь игры, Д. Б. Эль-конин полагает, что игра организует с помощью культовых симво­лов деятельность и, значит, учит ориентироваться в явлениях куль­туры, помогает использовать их соответствующим образом. Д. Эль-конин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе онтогенеза, как одну из форм развития пси­хических функций и способ познания ребенком мира взрослых.

Что может быть прекраснее детской игры? И что может быть более важным, чем детская игра? Игра — это прежде всего ра­бота фантазии, «...а в работе фантазии мы имеем настоящее эмоциональное мышление, которое надо противопоставить по­знавательному мышлению; так как в последнем материале вос­приятия перерабатываются мысли, в которых нами усваивается истина, а в работе фантазии материал нашего эмоционального опыта перерабатывается в целях выражения и усвоения идеа­лов... »в. По словам В. Зеньковского, «игры, в их внутреннем течении, независимо от биологической функции, внешне благо­приятствующей их развитию, служат задачам эмоциональной жизни ребенка; в них ищет своего выражения эта жизнь, в них она ищет разрешения своих вопросов и задач. Психологически игра может быть определена не как деятельность, цель которой в ней самой, а как деятельность, служащая средством телесно­го и психического выражения чувства, тому изменению реаль­ности, которое непременно имеет место при игре, и благодаря которому объект игры представляет неразрывное сплетение ре­ального и воображаемого. Без работы фантазии, без изменения объекта нет и игры...».

Конечно же, большинство игр служат прежде всего интере­сам чувства, а не интеллекта (имеются в виду спонтанные дет­ские игры). Именно благодаря этому игры становятся важней­шим подспорьем в деле подготовки ребенка к будущим жиз­ненным перипетиям. Детская игра обеспечивает ребенку и безопасность, и «психический простор», «психическую свобо­ду», необходимую для того, чтобы могли оформиться все силы, все дремлющие в глубине души функции.

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ

«Что же это за метод? Чему и кому он служит? Зачем терапевтировать ребенка в игре, ведь вы толь­ко что доказывали нам, что игра и есть процесс "само"..., так пусть дети сами и играют...». Нередко приходится слышать такие слова.

По определению Г. Л. Лэндрета: «Игровая терапия опреде­ляется как динамическая система отношений между ребенком и терапевтом, обученным процедурам игровой терапии, кото­рый обеспечивает ребенка игровым материалом и облегчает построение безопасных отношений для того, чтобы ребенок мог более полно выразить и исследовать собственное Я (чувства, мысли, переживания и поступки) с помощью игры — естествен­ного для ребенка способа коммуникации"»9.

Мы разделяем и поддерживаем позицию Г. Л. Лэндрета, но в нашем понимании игротерапия — это процесс совместного с ребенком проживания и осмысления какой-либо жизненно важ­ной ситуации, поданной в игровой форме. Это процесс сотвор­чества, содействия, сопереживания, в котором ребенок и взрос­лый вместе идут по дороге откровений, открытий и побед 10.

 

Так почему же игротерапия в последнее время вызывает ин­терес и привлекает к себе внимание специалистов, работающих с детьми? Все дело в том, что игра для ребенка — естественный способ рассказа о себе, своих чувствах, мыслях, о своем опыте. «Очевидно, что игрушки для детей — слова, а игра — речь. 

Свести терапию к вербальной экспрессии — значит отрицать существование наиболее графической экспрессии: деятельнос­ти... Если существует терапия с помощью разговоров, то почему не может существовать терапия с помощью игры?»— абсолют­но справедливо задает вопрос Лэндрет.

Детям бывает очень непросто поделиться со взрослыми, да и друг с другом своими переживаниями и чувствами. Но все свои чувства, весь свой полученный опыт они легко, непринужденно и естественно могут прожить в игре, выбрав определенный иг­ровой материал, действуя с ним определенным образом. Ра­зыгрывая и тем самым проживая вновь и вновь определенные ситуации. Все это дает возможность чуткому и мудрому взрос­лому постичь «ландшафт детской души». Игра предоставляет уникальную возможность ребенку реорганизовывать, преобра­жать свой опыт, свой личный мир.

Экслайн рассматривала игру как процесс, в котором ребенок проигрывает свои чувства, таким образом выводя их на повер­хность, вовне, получая возможность взглянуть на них со сторо­ны или научиться управлять ими, либо отказаться от них (Axline, 1969). Действительно, зачастую наши беседы, увещевания «не греют детскую душу». Они, быть может, и понятны, и принима­ются ребенком, но все это не есть их собственный опыт, не их личный выбор и не ими принятое решение. Как часто мы пред­лагаем детям нюхать срезанные цветы, лишая их возможности выращивать прекрасные цветы самим.

Таким образом, игротерапию мы понимаем как процесс взаимодействия ребенка и взрослого по­средством игры, в котором на глубинном ценност­ном уровне происходит волшебное таинство соби­рания и укрепления собственного Я, успешное мо­делирование собственного настоящего и будущего. Какова же история развития игровой терапии? О зарубежном пути развития игротерапии написа-

13

но немало. Достаточно обратиться к книге Г. Лэндрета. Он вы­деляет пять основных направлений развития западной игроте-рапевтической мысли.

1. Игровая терапия и психоанализ

История маленького Ганса, описанная в трудах Зигмунда Фрейда, стала отправной точкой использования наблюдений за детской игрой в психоаналитической терапии. Вслед за ра­ботой Фрейда с Гансом Термина Хаг-Хельмут стала одним из первых терапевтов, утверждавших, что игра является наиболее ответственным моментом в психоанализе ребенка. Именно она предложила использовать игрушки, для того чтобы помочь де­тям как можно полнее выразить себя в игре. Психоаналитики обнаружили, что дети не могут описывать свое беспокойство словами, как это делают взрослые. Детей чаще всего, в отличие от взрослых, совсем не интересуют их прошлое и стадии соб­ственного развития. Поэтому многие психоаналитики были вынуждены использовать непрямой терапевтический контакт, а именно метод наблюдения за детьми.

 

В 1919 году М. Клейн стала активно использовать игровую технику, как средство анализа при работе с детьми моложе 6 лет. По мнению Клейн, детская игра всегда бывает обусловлена скры­тыми мотивациями и свободными ассоциациями, точно так же, как и поведение взрослых. Ею были проанализиро­ваны те случаи, когда игра использовалась как ме­тод свободных словесных ассоциаций. Таким обра­зом, игра позволила непосредственно проникнуть в детское бессознательное, при этом обогатив пред­ставления терапевта о ребенке. Использовала в сво­ей работе с ребенком игру и Анна Фрейд. Игра для нее была неоценимым подспорьем для установле-ния контакта с ребенком. В отличие от Клейн А. Фрейд подчер­кивала, что прежде чем приступить к толкованию бессознатель­ных мотиваций, скрывающимися за рисунками и игрой ребен­ка, чрезвычайно важно наладить эмоциональный контакт меж­ду ребенком и терапевтом. Клейн и А. Фрейд утверждали, что игровая терапия позволяет безболезненно «вскрыть» прошлое и усилить ЭГО ребенка, ведь игра — это то средство, которое делает самовыражение ребенка свободным.

2. Игровая терапия отреагирования

Дэвид Леви (1938) предложил использовать игру в работе с детьми, пережившими какое-либо травмирующее событие. Леви обосновывал использование игры в процессе терапии тем, что именно игровая деятельность дает ребенку возможность отреа­гирования. В рамках этого подхода игротерапевт воссоздает такую обстановку, чтобы специально отобранные игрушки по­могли ребенку восстановить тот опыт, который вызвал у него реакцию тревоги. Ребенку предоставляется возможность спон­танной игры в игровой комнате с предложенным игровым ма­териалом. Затем терапевт в определенный момент вводит в игру ребенка стрессогенную ситуацию. Воссоздание травмирующего события позволяет ребенку освободиться от боли и напряже­ния, вызванных этим событием.

Иногда ребенку разрешается свободный выбор игры. В процессе «отыгрывания» или разыгрыва­ния прежнего опыта ребенок управляет игрой и тем самым переходит из пассивной роли пострадавше­го в активную роль деятеля.

Яркой иллюстрацией игровой терапии отреаги­рования может служить замечательный фильм-на­блюдение Ролана Быкова «Кукла». Главная герои -ня фильма — девочка 6-7 лет. Вся ее жизнь протекает во вза­имодействии с неким взрослым (женского пола) и куклой. Увлеченно играет девчушка с куклой: нежит, баюкает, кормит, одевает, поет ей песенки и пр. Но вот слышны тяжелые шаги, хлопанье двери, стук об пол тяжелых предметов, охи, недоволь­ное бормотание, крики, шлепки, детский плач.

Сменяется кадр, и девчушка вновь играет с куклой. Но те­перь она уже кричит на куклу, бьет, откидывает от себя. Затем поднимает ее с пола, прижимает к груди, успокаивает, что-то нашептывая.

Но вот снова шаги, открывается дверь. Взрослого человека не видно в кадре, лишь нечто гнетуще-зловещее заполняет ком­нату. И опять — бормотание, шлепки, крик, плач. Дверь захло­пывается. Ребенок некоторое время находится в оцепенении, затем хватает куклу и бежит в сад, где под могучим деревом кидается на землю и начинает бить, в остервенении рвать кук­лу, кричать и плакать... Обессилев, девочка засыпает. А когда просыпается, то своими нежными, тонкими пальчиками собира­ет истерзанную куклу, прижимает ее к груди и спокойно воз­вращается в дом...

Так игры с куклой помогают этой маленькой девчушке вы­нести вовне свои тревоги, страхи, разочарования. И кто знает, не будь куклы, смог бы ребенок переносить те стрессогенные си­туации, постоянно выпадающие на ее долю.

5. Игровая терапия в условиях школы

Школа видит свою основную цель помощи детям в их интел­лектуальном, эмоциональном, физическом и социальном разви­тии, предоставив им соответствующие возможности обучения. Таким образом, главная задача использования игровой терапии с детьми состоит в том, чтобы помочь детям подготовиться к усвое­нию предлагаемых знаний наилучшим образом. Детей нельзя заставить научиться чему-либо. Русская пословица гласит:

«И один человек может привести лошадь к реке, но даже сотни людей не заставят ее пить воду, если она того не желает». С од­ной стороны, игровая терапия способна возбудить интерес к уче­нию, к творческому, продуктивному взаимодействию в учителя и ученика в процессе общения. С другой стороны, игровая терапия призвана оказать содействие в формировании личности в целом. Игровая деятельность дает возможность ребенку по­чувствовать себя хозяином положения, властелином своих эмоций и чувств, первооткрывателем и успеш­ным человеком, тем самым формируя положитель­ные представления ребенка о себе.

 

Безусловно, направленность игротерапии и спо­соб ее организации зависят от той терапевтичес­кой школы, к которой принадлежит игротерапевт.

СКАЗОЧНАЯ ИГРОТЕРАПИЯ

Что же отличает русскую традицию игротерапии? Прежде всего, тесная взаимосвязь с жизнью и обще­человеческими ценностями. Инструкции к играм часто бра­лись из народных сказок и преданий.

Сказочная игротерапия является преемницей этой традиции. Самое главное — построить связный сюжет игры, где одна игра плавно перетекает в другую, отражая жизненно важный опыт.

Основной признак сказочной игротерапии — инструкция к игре в форме сказки или притчи, в зависимости от возраста клиента. Мы заметили, что инструкция в сказочной форме со­здает условия для более глубокого проживания ребенком, под­ростком и взрослым всего хода игры. Кроме того, в контексте сказкотерапии, игры становятся важным инструментом для «подачи» выделяемых нами видов сказок.

Мы выделяем два способа превращения обычной игротера­пии в сказочную.

 

Способ первый. Сегодня, к счастью, издано множество книг, описывающих разнообразные игры. Их можно взять за основу. Превращаясь в сказочного игротерапевта, нужно просто «пере­писать» инструкцию к игре в форме сказки или притчи. Возьмем к примеру, всем известную игру «в колечко». Помни­те, «колечко, колечко, выйди на крылечко»? Попробуем превра­тить ее в сказочную игру. Основной образ игры — колечко. Тот, кому оно досталось, может смело выходить «на крылечко». Причем, задача других играющих — этого не допускать.

Способ второй. Он подразумевает обратное действие: игра придумывается к сказке. Как вы уже знаете, в системе сказко­терапии мы выделяем пять видов сказок: художественные, ди­дактические, психокоррекционные, психотерапевтические, меди­тативные. В зависимости от целей работы и проблем клиента или воспитанника подбираются соответствующие сказки, и на основе их сюжета придумываются игры.

Например, нам необходимо проработать с детьми идею помо­щи ближнему. Без этого эффективная созидательная коммуни­кация невозможна. Если мы сами не имеем возможности напи­сать сказку или притчу на эту тему, то ищем среди художе­ственных сказок сюжет, иллюстрирующий эту идею. Например, сказка «Цветик-семицветик». Фабула ее всем известна: девоч­ка получает в подарок чудесный цветок, исполняющий жела­ния. Шесть лепестков она потратила с наименьшей пользой. Зато последний лепесток принес пользу больному мальчику. В игре «Цветик-семицветик» мы обыграем чудесные свойства цветка и научимся их созидательно использовать. Но прежде мы обязатель­но обсудим сказку.

Итак, с правилами игры знакомит ведущий. Из обо­рудования потребуются один лист ватмана, набор цвет-

25

ной бумаги, клей, ножницы, карандаши и ручки по количеству играющих.

—  Сказка рассказала нам, дорогие друзья, о чудесном цветке, исполняющем желания. Цветик-семицветик был подарен вол­шебницей. Но мы с вами находимся в сказочной стране, и сами можем быть волшебниками. Тем более, что это нам не раз уда­валось! Давайте вырастим свой Цветик-семицветик.

—  Вы спрашиваете, как это сделать? Вот большой лист бума­ги. Давайте его сделаем волшебным. Вы уже знаете, что для этого нужно передать листу частичку своего тепла. Положите, пожалуйста, руки на лист бумаги, поводите по нему руками. Чувствуете, он постепенно становится волшебным? Теперь возьми­те простые карандаши.

—  Давайте договоримся между собой: кто рисует стебель, кто — листочки, кто серединку, а кто лепестки Цветка.

—  Прекрасно, дорогие волшебники! Эскиз нашего Цветка го­тов. Теперь нужно сделать его волшебным, в особенности его лепестки. Но знаете ли вы, что нужно для этого сделать?

—  Чтобы лепесток был волшебным, в него необходимо зак­лючить доброе пожелание близкому человеку.

—  Возьмите цветную бумагу, ножницы. Вырежьте по одному лепестку. На обороте лепестка напишите доброе пожелание кому-то. Не торопитесь, хорошо подумайте. Ведь все может сбыться!

—  Итак, чудесные разноцветные лепестки готовы. Пожалуй­ста, прочитайте ваши пожелания, написанные на обороте лепес­тков.

—  Дорогие волшебники, вы создали чудесные ле­пестки с добрыми пожеланиями. Теперь приклейте, пожалуйста, кончик лепестков в серединке Цветка.

—  Вот мы и создали Волшебный Цветок, испол­няющий желания. Давайте вспомним сказку. Де­вочка с небольшой пользой истратила шесть лепест­ков. Почему? Да, она думала только о своих желаниях. Вы, дорогие волшебники, подумали о тех, кто рядом с вами, ваших близких.

— Наш цветок создан для того, чтобы нести радость. Мы можем оторвать по лепесточку для наших близких, и отнести им добрые пожелания.

Другой пример. В группе есть проблема конструктивного проявления чувств и взаимодействия друг с другом. Дети про­являют агрессию, быстро обижаются, тревожны. С одной сторо­ны, нам необходимо снизить уровень психоэмоционального на­пряжения, с другой стороны, важно проработать с детьми тему эмоций и чувств. Иначе говоря, нам нужно преодолеть «хаос» в эмоциональной сфере и «включить» естественные механиз­мы саморегуляции.

Как добиться этого? Конечно, с помощью психотерапевтичес­кой сказки, которая расскажет ребятам о Стране Чувств. Сказ­ку мы сразу же разыграем в песочнице.

Идея состоит в представлении нашего внутреннего мира в образе сказочной страны, которой правит добрый и мудрый Король. Он имеет множество слуг — это наши чувства, жела­ния, мысли, намерения. Самое главное для нас — разделить Ко­роля и его слуг (а на психологическом языке — «усилить Я»). Для этого мы последовательно знакомимся со слугами Короля, узнаем их поближе, понимаем, что самое главное качество ко­ролевского слуги — чувство МЕРЫ. Образ Меры — образ ба­ланса во внутреннем мире.

 

Мы говорим с ребятами о том, что у каждого из нас внутри есть такая сказочная страна, есть Король и слуги. Но насколько силен Король? Бывает, что слуги захватывают власть в стране, а Король оказывается в темнице или изгнании. Как, например, было, когда власть в стране захватили слуги по имени Обида, Злость и Страх. А случилось это так...

«Конечно, приятнее видеть слуг по имени Радость, Удо­вольствие, Интерес, а Злость, Обиду, Страх встречать неча­сто. Но мы ведь с вами знаем, что они тоже верные слуги Короля. Однако не все подданные Короля так считали. Некоторые стали говорить: «Зачем нам эти противные Злость, Страх, Обида? Когда они приходят, мы ссоримся, деремся, нам очень неприятно. Давайте подговорим Ко­роля, чтобы он выгнал этих слуг из страны!»

Но Король был мудр и останавливал своих подданных. Но, если о нас за глаза говорят плохо, перешептываются и перемигиваются за нашей спиной, мы это почувствуем? Ко­нечно! Нам будет приятно или неприятно? Конечно, непри­ятно! А когда нам неприятно, мы какие дела будем делать быстрее: хорошие и плохие? Многие люди, когда о них пло­хо говорят, обижаются и совершают не очень хорошие по­ступки. Так случилось и в нашей чудесной стране чувств... (Далее рассказ ведущего разыгрывается в песочнице. Веду­щий предлагает ребятам создать Страну Чувств, потом про­должает свой рассказ.)

Так вот, темной ночью, на краю леса собрались слуги по имени Обида, Злость и Страх. Обида, обиженно поджав губы, рассказывала о том, что их хотят выгнать из страны. «Им, видите ли, без нас лучше живется! Мы им, видите ли, совсем не нужны!» — фыркала Обида, а слуга по имени Злость сжимал кулаки. «Мы им покажем, что мы можем! Вот посадим Короля в темницу, да будем пра­вить страной, вот они у нас попляшут!»

И вот заговорщики пробрались во дворец, схватили спящего Короля и бросили его в тем­ницу (фигурка Короля может быть в этом эпи­зоде зарыта в песок).

 

Когда на следующее утро придворные, по сво­ему обыкновению, собрались в тронном зале, они замерли в ужасе и изумлении. На королевском троне си­дел слуга по имени Злость (или Страх — в зависимости от того, какую проблему вам важно проработать: агрессив­ность или тревожность). Он пытался одеть на свою голову корону, но она была волшебной и сползала. Тогда слуга по имени Злость со злостью кинул ее под трон (при этом корона Короля также закапывается в песок). Как вы думаете, каков был первый указ нового правителя? Да, было решено объявить войну соседнему государству. Кроме того, отныне каждому жителю королевства надлежало доносить на своих соседей, решать все споры с помощью кулаков, пугать друг друга всевозможными неприятностями. Представляете, какая жизнь настала в стране, тем более что слуги по имени Радость, Удовольствие и Интерес были из нее изгнаны?

Конечно, страна разрушалась и превратилась... (ребята в пе­сочнице разрушают постройки, деревья и прочее). Видите, что может произойти со страной, если у власти оказались не закон­ный Король, а Обида, Злость и Страх, забывшие о Мере?.. При­ятно ли на это смотреть?..

Наверное, то же самое происходит и у человека внутри, если он постоянно со всеми ссорится, дерется, обижается...

Давайте попробуем честно ответить на вопрос: бывает ли в нашей жизни так, что власть во внутреннем королевстве захва­тывает слуга по имени Обида, или Злость, или Страх? Что вы чувствуете и что, как вы думаете, чувствуют окружающие вас люди? В каких ситуациях это происходит?

Итак, к власти пришел самозванец, и в стране на­чались разруха и бедствия. Ничего другого невозмож­но ожидать, если у власти находятся Злость или Страх.

А наши изгнанники, слуги Короля — Радость, Удо­вольствие, Интерес, что же стало с ними? Конечно, их сердце не могло вынести такого страшного зрелища.

29

Они вспомнили, что далеко-далеко, за горами, за долами, живет волшебница по имени... Как вы думаете, каково ее имя?.. Конечно же, волшебницу зовут Любовь!

Ах, и нелегок же путь к волшебнице! Сколько испыта­ний пришлось выдержать верным слугам Короля! И сра­зиться с ужасными людоедами и гигантскими муравьями, пройти через Черный лес... Но они дошли до царства Любви. Умывшись из колодца, почувствовали невероят­ный прилив сил и ликования. Сомнений не было — они ощутили Любовь.

Волшебница дала путешественникам сосуд с Любовью, чтобы они отнесли его своему повелителю. Ведь в этом было спасение их страны.

Путь назад был уже не таким тяжелым. Тем более что верных слуг Короля окрыляла Любовь.

Вот мы и узнали, что самое главное во внутренней ска­зочной стране — Любовь. Давайте приложим руку к сер­дцу: ведь именно там, согласно древним легендам, живет Любовь. Она позволяет заботиться о себе и близких лю­дях, помогает создавать хорошее настроение, дает силы на свершение добрых дел, учит прощать тех, кто нас обидел... Чувствуете тепло от своих сердец? Это значит, что Любви в ваших сердцах много-много. Давайте, выйдя из сказоч­ной страны, подарим Любовь тем, кто сейчас заботится о нас, а потом и нашим близким людям. А как это сде­лать — подскажет сердце...

Но наша история не закончилась. Слушайте, что было дальше.

Конечно, путь домой легче, чем из дома. Тем более, если несешь сосуд с Любовью! Итак, слу­ги по имени Радость, Удовольствие и Интерес добрались до своей страны, нашли темницу и освободили Короля. Только повелитель пригу-

30

бил из сосуда с Любовью, как к нему вернулись силы, уве­ренность, мужество и мудрость. Царственной поступью он отправился в тронный зал.

Как только самозванцы — слуги по имени Обида, Злость и Страх — увидели Короля, они затрепетали и бросились на колени. А придворные зашипели: «Вот, Ваше Величе­ство, мы же говорили Вам, надо было избавиться от этих слуг, и ничего бы не было!»

Но Король остановил их: «Дело не в моих слугах, дело в дурных мыслях и разговорах! Я даю им три дня сроку, пусть они сами решат: покинуть ли нашу страну или найти в ней себе достойное применение».

Так сказал великодушный Король. Как вы думаете, правильно ли он поступил?

Через три дня слуги по имени Злость, Обида и Страх пришли к Королю и сказали: «Ваше Величество! Прости­те нас и Вы, и вы, жители королевства! Мы вспомнили о своем качестве Меры и поняли наше назначение в стра­не. Позволь нам построить свои дома НА ГРАНИЦЕ го­сударства» .

«Почему же на границе? — удивился Король». Вот, что сказали слуги: «Слуга Ваш, по имени Страх, са­мый чуткий, самый осторожный, он далеко чувствует опас­ность и сможет Ваше Величество предупредить вовремя. Вы будете иметь время на то, чтобы достойно встретить опасность или предотвратить ее. Слуга по имени Злость придаст Вам силы для борьбы с врагом, сможет быст­ро наказать обидчика. Но не «переусердствовать», ибо он помнит о Мере. Слуга по имени Обида чуток к дур­ным мыслям и разговорам, он будет охранять Ваше достоинство и предотвращать недостойные разговоры и действия». (В песочнице страна перестраивается, дома Злости, Страха и Обиды переносятся на окраины.)

31

Вот как закончилась эта история. Сосуд с Любовью установи­ли на самом красивом месте (в песочнице ребята совещаются, выбирая место для сосуда с Любовью). К этому месту мог легко подойти каждый, как только чувствовал себя раздраженным или тревожным. Ведь Любовь приносила покой в души жите­лей. Так, слуги по имени Злость, Страх, Обида охраняли страну, а Любовь согревала ее. Все жили долго и счастливо».

Эта сказочная игра, особенно разыгранная в песочнице или с помощью кукол, поможет ребятам осознать причины своего деструктивного поведения и понять свои сильные и слабые сто­роны. Теперь мы всегда сможем спросить нашего воспитанни­ка: кто правит в твоей стране, Король или самозванец? Если самозванец, что может сделать Король, чтобы восстановить по­рядок вещей?

Конечно, «скоро сказка сказывается, но нескоро дело делает­ся»... Для того чтобы внутренний Король вырос, требуется ог­ромное терпение и время. Но путь теперь освещен.

Итак, дорогие читатели, теперь вам известны два способа пре­вращения игротерапии в сказочную игротерапию. Вероятно, их намного больше. И осознание этого раскрывает перед нами боль­шие возможности.

игровой практикум

В этом параграфе мы приводим три игры. Пер­вая, «Дебаты», не является, собственно, сказочной. Мы включили ее для мягкого входа в сказочную игротерапию. Ведь при всей мягкости сказкотерапевтического воздействия нельзя не развивать способности к аргументации своего мнения...

Вторая игра «Шесть шляп» и третья «Волшебный круг» яв­ляются примерами сказочной игротерапии.

1. Искусство дебатов

В этой игре две команды, отстаивая свой тезис, используют разнообразные аргументы, контраргументы, эмоционально кон­структивные средства выражения. Сначала играют две коман­ды наставников (имеются в виду педагоги, воспитатели и дру­гие взрослые), а ребята являются зрителями, а иногда и судья­ми. Следующий этап игры — ребята играют с помощью тренера-наставника или в условиях смешанной команды (на­ставники плюс ребята); последний шаг — самостоятельная игра.

Условия игры «Дебаты» таковы.

Участники игры (на первом этапе это педагоги и воспитате­ли) делятся на две творческие группы. Одна группа подбирает материал для утверждения какого-либо постулата, а другая со­бирает материал для отрицания оного. Таким образом, первая группа становится командой Утверждения, а вторая — коман­дой Отрицания (жеребьевку проводит ведущий).

33

Для первой игры рекомендуем сделать предметом дебатов за­явление Фреда Роджера: «Для того чтобы вырасти здоровым, ре­бенку необязательно уметь читать, ему необходимо уметь играть!» Команда Утверждения соглашается с мэтром. Команда Отрица­ния выдвигает антитезис: «Для того чтобы вырасти здоровым, ребенку необходимо уметь читать и необязательно уметь играть».

Задача обеих команд состоит в том, чтобы собрать «пакет до­казательств, подтверждающий истинность выдвигаемого посту­лата, подготовиться к оспариванию предполагаемых доказа­тельств противников и привести исторические, литературные и другие примеры, иллюстрирующие отстаиваемую позицию.

В процессе обсуждения тезиса и подбора доказательств чле­ны команды выявляют и назначают троих активных игроков, которые будут представлять команду в процессе дебатов.

Первый спикер — игрок, начинающий игру. «Мозг коман­ды», ведь именно в его руках находится пакет собранных вами доказательств. Он и предъявляет этот пакет для дальнейшего обсуждения и оспаривания. Его речь неспешна, убедительна. Каждое слово и фраза выверены, здесь нет пустых или «про­странных» рассуждений — здесь суть, «соль» проблемы.

Второй спикер — активный слушатель, гибко и тактично ведущий линию оспаривания высказанных доказательств про­тивоборствующей команды, мягко и ненавязчиво подводящий к мысли о шаткости и ненадежности выдвинутых противника­ми доказательств, готовящий зрителей и жюри (если таковое имеется) к выступлению спикеров своей команды. В его речи часто встречаются та­кие обороты, как «...с большим удовольствием я выслушал(а) Ваше выступление, и хотелось бы уточ­нить вот что...», «...очень ценное замечание прозву­чало в Ваших словах, но...», «...как мы все слыша­ли, Вы утверждаете, что..., а как быть с тем, что...» и т. д.

34

Третий спикер — очень эмоциональный игрок, хорошо вла­деющий не только речью, но и телом — актер, импровизатор. Его задача — «влюбить в себя» и жюри, и публику, обращаясь к жизненному опыту каждого зрителя и участника игры, приво­дя в пример исторические факты, судьбы литературных и ска­зочных героев, декламируя высокую поэзию, рассказывая бай­ки и анекдоты.

Порядок выступления спикеров:

Открывает дебаты первый спикер команды Утверждения (не более 5 минут). Затем слово предоставляется второму спикеру команды Отрицания (не более 4 минут). Эстафету подхватыва­ет первый спикер команды Отрицания (не более 5 минут). Его оспаривает второй спикер команды Утверждения (не более 4 минут). Потом в бой вступает третий спикер команды От­рицания (не более 4 минут). Завершает дебаты третий спикер команды Утверждения (не более 4 минут).

После того как ведущий рассказал играющим основные ус­ловия, командам дается 30 минут на сбор материала. При этом разрешается пользоваться литературой.

Звучит гонг. Команды собираются в зале. В центре зала уже оборудовано место для спикеров обеих команд (это могут быть столы, на которых расставлены таблички «КОМАНДА УТВЕР­ЖДЕНИЯ», «КОМАНДА ОТРИЦАНИЯ» и обозначены места для 1, 2, 3 спикеров).

Снова звучит гонг, и ведущий призывает спике­ров занять свои места. Остальные участники игры становятся зрителями и болельщиками (в дальней­шем можно назначать и независимое жюри, кото­рое будет оценивать работу спикеров и присуждать победу той или иной команде). Ведущий стано­вится «тайммейкером». Он будет следить за време­нем, отпущенным на каждое выступление спике­ров.

35

Традиционно игра начинается с представления спикеров. Де­лают это первые спикеры. Например: «Я, Первый спикер ко­манды Утверждения — Иванова Екатерина, представляю свою команду. Второй спикер — Петрова Светлана, Третий спикер — Сидорова Ольга».

В качестве иллюстрации приводим стенограмму игры в Шек-снинской спецшколе. Отметим: играли взрослые, ребята были болельщиками и зрителями.

Ведущий: Слово предоставляется первому спикеру команды Ут­верждения.

1 спикер: Мы утверждаем, что для того чтобы вырасти здоро­вым, ребенку надобно уметь играть. Что же такое игра в нашей жизни?

Прежде всего, это движение. Рука новорожденного потяну­лась за игрушкой, и это движение; глаза следят за игрой — мани­пуляцией взрослого с погремушкой — и это движение. Полза-нье — ничто иное, как первые игры в разведчика и путеше­ственника. И это есть движение, а движение — путь к здоровью.

Еще игра — это способ познания себя. Своих сил, возможно­стей и желаний.

В игре ребенок понимает, что многое может, многое умеет, ведь он берет на себя тот груз, к которому внутренне и физичес­ки готов. А значит в игре ребенок, как правило, успешен. «А ес­ли что-то не так, не так Я ловок, не так силен, как хотелось бы, то и это не беда, ведь завтра можно игру повторить», — думает ребенок. Игра всегда дает право на ошибку, а значит, сохраняет психи­ческое здоровье, при этом направляя ребенка, по­казывает ему различные пути к достижению цели. Игра развивает у ребенка положительное представ­ление о себе. А это — дорога к счастью, успешной адаптации в социуме и здоровью. Наше здоровье, дорогие друзья, зависит и от успешного взаимодействия с окру­жающим нас миром. А где, как не в детской игре, впервые от­крываются таинства песка (игры в песочнице); воды (беганье по лужам и пускание корабликов); земли и ее таинственных обитателей (помните, дорогие друзья, свой восторг от встречи с дождевыми червями, муравьями и прочими жителями нашей планеты); воздуха (о, эти яркие воздушные шары, самолетики, воздушные змеи...); огня (романтичные ночные костры, бенгаль­ские огни и прочее). Здесь и радость открытий, и, конечно же, первые знания о технике безопасности, так необходимой для со­хранения здоровья и жизни.

Как прожить без стрессов, на которые нас порой обрекает взаимодействие с себе подобными? Умению жить в коллективе, подчинять себе и подчиняться самому, быть социально гибким — всему этому ребенок может научиться в коллективных играх. Как непросто в наше время быть человеком команды — найти в ней свое достойное место. Что получается у меня лучше всего, кто я таков? Лидер-организатор, или генератор идей, или талан­тливый исполнитель?

Какое тестирование ответит на эти вопросы более полно и точно, чем игра?

Наше здоровье и наше счастье зависят и от того, какой жиз­ненный путь мы себе выберем. Кем будем, будет ли наша про­фессия приносить нам радость и удовлетворение? Как здесь не ошибиться? А очень просто, надо лишь наиграться в конструкторов, градостроителей, учителей, врачей, космонавтов, разбойников и полицейских. И тогда пусть отдыхают психологи, занимающиеся профо­риентацией, зачем нам их выводы и советы. Мы принимаем решение сами, уже испытав себя в на­ших играх и найдя дело себе по душе, в котором мы и будем наиболее успешны.

Еще наше здоровье и счастье зависят от выбора партнера, с которым нам идти по жизненному пути, растя своих наследни­ков. Как нам не ошибиться и в этом?

В играх дети и формируют идеал своего спутника, помощни­ка и единомышленника, с которым хотелось бы играть, дру­жить и жить. А уже имея конкретные представления о желае­мом партнере, можно приступать и к выбору, который навер­няка будет удачным.

Таким образом, мы утверждаем, что для того чтобы вырасти здоровыми, детям надо уметь играть.

Ведущий: Спасибо большое первому спикеру команды Утверж­дения, слово предоставляется второму спикеру команды Отрицания.

2 спикер команды Отрицания: С большим удовольствием мы выслушали это блистательное выступление. Разрешите ос­порить лишь некоторые Ваши положения.

Итак, если я правильно поняла, то вы утверждаете, что основ­ной путь к здоровью — это движение. Любое ли движение яв­ляется таковым? Отнюдь!

Ведь важно знать, куда двигаться, в каком направлении, ка­кие опасности могут подстерегать нас на этом пути, что там, за поворотом? Как может игра дать ответ на этот вопрос? Да никак! Выбрать направление движения вам поможет карта или схема, которую, извините меня пожалуйста, надо внимательно рассмот­реть и прочитать. Но и этого мало. Чтобы выбрать свою дорогу, надобно знать и о многих других, а все их не прошагаешь и не проиграешь. Но об этих дорогах можно прочитать в приключенческой ли­тературе, волшебных сказках, энциклопедиях и справочниках. Итак, движение — это путь к здоро­вью, но выбор этого движения надо предоставить все-таки чтению.

Далее в своей речи Вы, многоуважаемый спикер, говорили о том, что игра дает возможность ребенку познать себя, свои силы и возможности. Я и с этим согласна, но... Вспомните свою пер­вую, самую дорогую победу! Когда же это было, когда вы удачно спрятались от приятеля или запятнали его; или когда сами, без посторонней помощи, прочитали слово, затем предложение, стра­ничку, книгу? Ответьте мне, уважаемые коллеги! Вот это откры­тие, вот это перспектива личностного роста!

Но Вы продолжали утверждать и то, что игра позволяет Вам открывать таинства Вселенной, ковыряясь в песке, барахтаясь в луже, разрывая несчастных червяков и поджигая леса — досто­яние человечества. Ну, что ж, как говорится, каждому свое! Я же приглашаю вас всех проникнуть в удивительные миры прошло­го и будущего, лишь открыв книгу. Книгу, которая поведет вас по доселе нехоженым тропам, заставит покорять океан, отпра­вит за поиском истины и мечты. Книга станет вашим учите­лем, другом, тактичным и мудрым попутчиком. И, немаловаж­ная деталь, совсем недокучливым. Когда вас что-либо утомит, вы просто свою книгу закроете.

Уважаемый первый спикер, как я поняла, Вы говорили и о том, что для полноценного здоровья, необходимо найти свое призвание, выбрав профессию по душе. И в этом, смею Вас уверить, Вам помо­гут книга, журналы, газеты. Именно из них вы почерпнете знания о великих открытиях, выдающихся личностях, их благородном и гуманном труде. Познакомясь с их трудами, вы смо­жете выбрать то дело, которое и будет вам по душе. А что касается выбора спутника жизни, то читайте сказки и испытывайте своих избранников так, как это предписано делать лицам королевской крови!

Спасибо всем, благодарю за внимание! Ведущий: Благодарим за выступление второго спи­кера команды Отрицания. Слово предоставляется первому спикеру команды Отрицания.

1 спикер команды Отрицания: Я очень рада, уважаемые колле­ги, вашему искреннему участию в нашей полемике. Раз­решите мне ознакомить вас с основными положениями команды Отрицания.

Мы утверждаем, что для того чтобы вырасти здоровым, ребенку надобно уметь читать.

Следует отметить, что мы понимаем здоровье как сово­купность интеллектуального, эмоционального, психичес­кого и физического развития.

Рассмотрим роль чтения в каждом из вышеперечис­ленных аспектов развития личности.

Интеллектуальное развитие немыслимо без активного участия в нем второй сигнальной системы — речи. Наша речь не что иное, как «ее величество Слово».

Мы можем совершенствовать свое слово, лишь посто­янно расширяя свой словарный запас, тем самым фор­мируя образную, четкую, эмоциональную и грамотную речь. А образцы такой речи мы сможем взять только из книг — наших великих учителей.

Эмоциональное развитие человека не что иное, как опыт переживаний различных эмоций и чувств. Что же заста­вит нас радоваться и грустить, негодовать и умиляться, как не прекрасная сказка со всеми ее перипетиями и все­гда счастливым концом или высокая поэзия Пастернака и Ахматовой, Пушкина и Гете? Где еще, как не при чтении, мы сможем познакомиться с высочайшими проявлениями жертвенности и героизма, мерзости, жадности и людской глу­пости. Книга учит нас состраданию и героиз­му, прививает любовь к Отчизне и «отечес­ким гробам».

Психическое здоровье обеспечит нам пра­вильный подбор литературных произведений их осмысление, анализ и обсуждение, как самостоятель­ное, так и совместное (с родителем, учителем, психологом) проживание прочитанного.

А физическое здоровье удастся сохранить, соблюдая ре­жим чтения и используя наши знания, почерпнутые из книг.

 

И хоть мое выступление было кратким, надеюсь, что оно дало представление о нашей позиции. Напомню, что мы утверждаем, что для того чтобы вырасти здоровым, детям надобно уметь читать!

Скачать весь текст:

Download
Zinkevich-Evstigneeva_T_D__Igry_v_skazko
Microsoft Word Document 1.2 MB