Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева

ПРАКТИКУМ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ

Издательство «Речь»

Санкт-Петербург

2000

 

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева

Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь»,

2000. - 310с . ISBN 5-9268-0022-6

Руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам,

психотерапевтам, врачам, филологам, родителям и всем тем, кто

чувствует близость к сказочному жанру. В популярной форме

рассказывается о том, какие виды сказок существуют, каким образом

их можно использовать в процессе психологической, педагогической и

воспитательной работы; обсуждаются приемы создания

специализированных сказок, помогающих обучению, снимающих

неадекватные эмоциональные проявления, коррегирующих поведение и

способствующих терапии в острых стрессовых ситуациях. Издание

носит хрестоматийный характер: приводятся сказки для практической

работы с комментариями и рекомендациями по использованию.

ОТ РЕДАКТОРА

Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. Те из

нас, кто незаинтересован классическими вариантами сказочных

историй, смотрят боевики, фильмы ужасов, читают детективы,

любовные романы и фэнтези. Но что это, если не современные

сказки?

Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы

их рассказать и послушать, мы собираемся за праздничным

столом, смотрим шоу по телевизору.

Обмен историями, как и обмен жизненным опытом,

естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому мы

считаем сказкотерапию — естественной формой общения и

передачи опыта, органичной системой воспитания новых

поколений.

На семинарах по сказкотерапии мы исследуем сказочные

образы, стараемся раскрыть секреты сказкосложения. И часто, в

первый день занятий, приходится слышать просьбу участников:

«Дайте нам сказки для работы!» Обычно мы отвечаем: «Самые

лучшие сказки вы напишите и подберете сами». «Но дайте нам,

хотя бы ориентиры!» — просят участники семинара. В ответ на

эту просьбу Вы держите в руках наше руководство. Эта книга

будет полезна и тем, кто предпочитает работать с готовым

материалом, и тем, кто любит писать сказки сам.

Итак, нам предстоит увлекательное путешествие по

разнообразным сказкам. Что-то может вызвать у Вас улыбку, что-

то подтолкнет к размышлениям, а что-то побудит к творчеству.

Многие из приведенных здесь сказок написаны людьми,

которые никогда раньше этого не делали, и тем не менее, на

одном дыхании создали неповторимую сказочную историю. Быть

может и Вы, уважаемый читатель, вдохновитесь этим опытом и

доверите бумаге сказку Вашей Души?..

Вы узнаете как работать с художественными сказками; как

самостоятельно создавать истории, помогающие детям учиться и

гармонично изменять поведение; как использовать сказки в

работе с такими ситуациями, в которых, на первый взгляд,

психолог бессилен... Но, самое главное, Сказка, живущая внутри

Вас, развернет перед Вами сокровища Вашей души.

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА,

ОРГАНИЧНАЯ ВНУТРЕННЕЙ ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА

В последнее время термин «сказкотерапия» все чаще посе,-

щает специальные и популярные издания. Правда, есть еще и

«сказкокоррекция»(термин, который по каким-то причинам

любят употреблять педагоги), но неизвестно есть ли между этими

терминами принципиальная разница. «Сказкотерапия», пожалуй

звучит красивее.

Вспоминается один случай. В банке мы были остановлены

вооруженными охранниками. Они внимательно рассмотрели наши

документы и вдруг удивленно спросили: «Из какого вы института?.,

сказкотерапии? А что это такое?» Я приготовилась объяснять,

набрала побольше воздуху в легкие, но охранники не дожидаясь

ответа, попросили: «А нас полечите, пожалуйста, сказками».

Да, наверное, в нашем урбанизированном мире, насыщенном

информацией и стрессами, Душа просит Сказки...

Душа просит сказки или того особого состояния, которое одни

называют Счастьем, другие — ожиданием Чуда, третьи —

Ощущением детства, четвертые — ...

Так что же такое сказкотерапия? Первое, что приходит в

голову — лечение сказками. Знание испокон веков передавалось

через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Причем же здесь

лечение? Знания умножают печали или все же лечат Душу? На

этот вопрос, наверное, есть и будет много ответов. Знание

сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем

мире, безусловно, лечит. И именно сегодня, в конце

тысячелетия к нему интуитивно тянутся люди. Перечитывают и

интерпретируют Библию, ищут скрытый смысл в сказках,

легендах и мифах, мо-жет быть еще и для того, чтобы заново открыть то, что в глубине

души давно известно?.. Поэтому, когда мы говорим о том, что

сказкотерапия — это лечение сказками, мы имеем в виду

совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в

душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

Некоторые думают, что сказкотерапия — это «детский»

метод. И да, и нет. «Детский» в том смысле, что он адресован

живому творческому созидательному открытому «детскому

началу» в человеке — да. «Детский» в том смысле, что он

ограничен по возрасту — нет. «Да вы назвали бы свой метод

байкотераии-ей, — язвительно заметил нам, не разобравшись в

сути, председатель правления одного крупного латвийского вуза.

— Сказки ведь только для детей!» Позвольте, так что же такое

сказки? Если — плод воображения, то чем не сказки

современные детективы, триллеры, фэнтези, любовные и

приключенческие романы? Но их читают взрослые! Если

древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и

интригующих ситуациях, то разве это информация только для

детей? Мы полагаем, что сказка — это «слоёный пирог». В

каждом слое свой смысл. Когда мы читаем сказку, следим за

увлекательным сюжетом, наше бессознательное уже

«обнюхивает» «слоёный пирог смыслов» и выбирает самый

«вкусный» для себя. То есть тот «слой», тот смысл, который

наиболее созвучен мироощущению на данный момент, тот,

который может дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет

«вечной молодости» сказок — в любом возрасте в них можно

открыть нечто сокровенное и волнующее.

Поэтому сказкотерапия - это процесс поиска смысла,

расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в

нем. Процесс расшифровки знаний... Действительно, когда

начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных

уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат

информацию о динамике жизненных процессов. В сказках

можно найти полный перечень человеческих проблем и образные

способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек

накапливает в бессознательном некий символический «банк

жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в

случае необходимости, а не будет ситуации — так и останется в

пассиве. В процессе психологического консультирования мы

обращаемся как к жизненному опыту пациента, так и к его

сказочному «банку жизненных ситуаций». Часто это позволяет

найти нужное решение.

Сказка может дать символическое предупреждение о том, как

будет разворачиваться ситуация. Но всегда ли у нас есть уши, чтобы

его услышать? Как правило, смысл событий понятен лишь задним

числом и то «продвинутым» взрослым. Поэтому сказкотерапия для

детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных

событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Если

ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки»,

отвечать на-вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить

ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем

своего «банка жизненных ситуаций». И хочется верить, будет более

мудрым и созидательным. Кстати, это ответ тем, кто критиковал

нас за то, что мы «уводим» детей от реальности в сказки.

Наоборот, сказкотерапия - это процесс образования связи

между сказочными событиями и поведением в реальной

жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в

реальность.

Например. Мы с ребятами читаем и анализируем сказку

Р.Киплинга про Кита. Фабула ее такова. В океане жил-был Кит

и у него была большая глотка. И без разбора он съедал всякую

разную рыбу, открывая каждый раз свою большую пасть. Он ел и

селедку, и селедкину тетку, и белугу, и севрюгу, каждый раз

делая AM, AM, Ам. Наконец, настал момент, когда он съел всю

рыбу. И некоторое время голодал. Однако, оказалось, что еще

осталась в живых маленькая колючая Рыбка. Она плавала рядом

с ухом Кита. Она ему и сказала: «Послушай, а ты ел когда-

нибудь человека?» Кит не знал кто это, поэтому попросил

привести к нему парочку. Но Рыбка объяснила ему, что человек

большой, и достаточно съесть одного, чтобы долго оставаться

сытым. Она взялась показать Киту место кораблекрушения. Тем

временем потерпевший кораблекрушение Моряк сидел на плоту,

свесив ноги в воду и покуривая трубку. Кит, как всегда, не думая,

проглотил Моряка вместе с плотом, трубкой и подтяжками.

Моряк в брюхе у Кита начал плясать, чем вызвал у последнего

страшную икоту. Кит спросил совета у Рыбки, как избавиться от

икоты. И получил ответ — выпустить Моряка. «Но тогда я

останусь голодным!» — возмутился Кит. «Ты выбирай, что лучше

— икать или быть голодным», — ответила Рыбка. Кит выбрал

последнее и открыл пасть. Но Моряк отказался выходить. Только

если Кит отвезет его к берегам Англии, Моряк оставит беднягу в

покое. У Кита не было выбора и он отвез Моряка в Англию. А

Моряк расщепил плот, связал щепки подтяжками — получилась

решет-ка. Выходя из брюха Кита, Моряк засунул решетку в глотку

Киту. С тех пор Кит может есть только мелкую пищу. А Рыбка,

подумав, что Кит на нее обидится, уплыла глубоко на дно и

зарылась в ил... Вот такая поучительная история.

Обычно мы начинаем обсуждение с ответов на вопрос: «О

чем эта сказка?» Далее вспоминаем, что в сказках всегда

зашифровано много важной для нас информации и начинаем игру

«Сказочные уроки». Суть ее в следующем. На примере героев

сказка хочет нас научить чему-то важному и мы должны

догадаться — чему именно. Возьмем, к примеру, Кита. Кстати,

как вы считаете, хорошо ли для него закончилась история?

Многие дети (и даже взрослые) говорят, что Моряк плохо

обошелся с Китом: разве это по-человечески вставлять в глотку

решетку? «Скажите пожалуйста, — спрашиваем мы ребят, — что

было бы с Китом, если бы Моряк не вставил ему в глотку

решетку?» «Ел бы, как и раньше, рыбу», — отвечают они. «Но в

сказке сказано, что он съел всю рыбу, ведь именно поэтому ему и

пришлось „попробовать человека"». Ребята задумываются и

отвечают: «тогда Кит умер бы с голоду». «То есть получается, что

если бы Моряк не вставил Киту решетку в глотку, бедняга Кит

умер бы с голоду, — задумчиво повторяем мы. — Странно, как

же так, на первый взгляд неприятное событие, оказалось жизненно

важным для Кита? Чему же нас сказка хотела научить?»

Самое важное для нас — создать ситуацию, в которой

ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью

ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет

однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может

через некоторое время обернуться благом. Некоторые, читая сейчас

эти строки, могут сказать, а не рано ли ребенку задумываться над

такими вешами, понимает ли он это? Может быть и не понимает,

поэтому нам важно объяснить детям в каких конкретных

жизненных ситуациях они могут использовать этот сказочный

урок. «Ребята, наверное, в вашей жизни были случаи, когда вы

чувствовали, что вас обидели; вы, может быть, злились на

обидчика, продумывали, как бы ему отплатить. Вспомнили

такие ситуации? А теперь давайте попробуем воспользоваться

нашим сказочным уроком: обиженный Моряком Кит получил

новую для себя возможность добывать пищу. Подумайте, а какую

возможность получили вы от своего обидчика. Ответить на этот

вопрос не просто, особенно, если было очень больно. Но

сказка нас

учит, что не бывает событий только плохих. Некоторые

обидчики помогают нам задуматься над тем, что у нас не

получается, что мы не умеем или делаем плохо, или не с тем

дружим, или...»

Так сказочный урок пришел в реальную жизнь и направил

ребенка по пути к осознанию происходящих с ним событий.

«Интересно, а зачем Моряк сделал и вставил эту решетку, ведь он и

так оказался дома?» Если мы не поговорили с детьми о

последствиях для Кита этого действия Моряка, то многие дети

могут ответить, что Моряк вставил решетку в глотку Киту, чтобы

его наказать. В нашей ситуации выходит, что за наказанием

скрывается забота.

Теперь мы можем вспоминать, были ли в нашей жизни

ситуации, когда за наказанием скрывалась забота. Так

постепенно, мы выйдем на объяснение тех действий родителей,

которые непонятны или обижают ребенка. И он получит

возможность непросто проговорить свою обиду или гнев, но и

осмыслить ситуацию по-новому, используя сказочные уроки. С

другой стороны, Моряк совершил анализируемое нами действие,

потому что думал о будущем. В будущем он мог снова

отправиться в море и встретиться с Китом-людоедом. Это,

естественно, не входило в его планы. Кроме того, Моряк был

заинтересован в разведении рыбы, а это было бы затруднительно,

при наличии Кита-рыбоеда. И, наконец, он думал и о будущем

Кита. «Ребята, а как мы с вами назвали бы человека, который

думает о последствиях своих поступков?» Умный, хороший,

мудрый — обычно говорят дети. А мы можем ввести новое

понятие — «ДАЛЬНОВИДНЫЙ». Это тот, кто видит не только

то, что рядом, но и то, что в дали. «Теперь ребята давайте

вспомним ситуации, когда вы были дальновидными, а когда были

дальновидными родители, педагоги». Это непростое задание и

для взрослого, но оно очень важно для формирования Я-

концепции ребенка. «Если есть дальновидный человек, значит,

есть и НЕДАЛЬНОВИДНЫЙ. Кто у нас из героев сказки был

недальновидным и когда?.. К чему это привело?» Наверное, наша

основная задача — поставить вопрос так, чтобы он подталкивал к

размышлению, а не просто был тестом на запоминание. В

дальнейшем, если мы заметим негативные проявления поведения у

ребенка, то всегда сможем обратиться к сказочным героям:

«Помнишь Кита (Рыбку и пр.) из нашей истории? Ты не

находишь ничего общего между тем, что происходит сейчас и тем,

о чем нас предупреждала и учила сказка?.. Подумай, пожалуйста».

Конечно, это далеко не все смыслы истории про Кита,Моряка и Рыбку. Это лишь один пример того, как «работает»

принцип осознания взаимосвязи смысла сказочной ситуации и

реальной жизни. Хочется верить, что многие родители, педагога и

психологи не просто читают своим детям сказки, но и совместно

размышляют над ними. Ведь «человек не осознающий» часто

становится игрушкой в руках обстоятельств... Итак, сказкотерапия

— это еще и процесс объективизации проблемных ситуаций.

Объективизация проблемных ситуаций... Что стоит за этим, на

первый взгляд, сложным словосочетанием? Что происходит внутри

человека? И все ли можно «объективизировать»? Наверное, доро-

гае коллега, в Вашей практике было немало случаев, когда к Вам

обращались с острой душевной болью. Как объективизировать

потерю близкого, свалившиеся «непонятно откуда» напасти.

Таких вопросов в условиях нашей жизни становится больше и

больше. Однако анализа раннего детского опыта оказывается явно

недостаточно, когда человек навязчиво задает себе и Вам вопрос —

за что? Обратимся к волшебным сказкам. Почему именно на

главного героя «сыпется» так много испытаний? А что

происходит в результате всех приключений и злоключений? Как

правило, пациенты отвечают на этот вопрос: «Он становится

крепче». «А он хотел стать крепче? Ведь он просто действовал по

ситуации!» — можете сказать Вы. «Так жизнь сложилась», —

может ответить пациент. В этом высказывании уже содержится

ключ к принятию травматической ситуации, и этот ключ пациент

подсказал себе сам. Вот удивительный сказкотерапевтический

парадокс! Человек, обратившийся к психологу за помощью, на

первый взгляд, находится в более слабой позиции. Однако, сказка

учит, что испытания даются только сильнейшему. Тому, кто

может их выдержать, осознать, использовать во благо.

Испытание дается по силам. Так кто же здесь слаб? Понимание

этой простой истины часто производит психотерапевтический

эффект: «израненный» человек вдруг осознаёт у себя внутри

источник силы. Еще неизвестно, что и как делать, но уже ясно

— Я МОГУ. И в этом случае, сказкотерапия — процесс

активизации ресурсов, потенциала личности. Для многих

сказки связаны с волшебством. А что такое волшебство? Этот

вопрос задавал себе и Парацельс. Волшебный мир, согласно

Парацельсу, это невидимый духовный аналог видимой Природы,

населенный сонмами любопытных существ, называемых

природными духами. Парацельс разделил их на четыре группы в

соответствии со стихиями, которыми они порождены и

в которых они обитают. Духи земли — гномы, духи воды —

ундины, духи огня — саламандры, духи воздуха — сильфы.

Парацельс учил, что духи на самом деле являются живыми

созданиями, по форме напоминающие человеческие существа.

Людям сложно познать волшебный мир природных духов в силу

недоразвитости наших чувств, неспособных проникнуть за

пределы грубых элементов. За этими размышлениями стоит идея

одухотворенности окружающего мира. Многие люди отмечают,

что именно на природе их охватывает чувство волшебного и они

ощущают себя счастливыми. Не об общении ли с природными

духами идет здесь речь?.. Так, или иначе, идея Живой Природы

дает нам богатый инструментарий для развития личности. Если

мы расскажем ребенку об удивительных маленьких невидимых

существах, живущих в каждом деревце, кусте, цветке, травинке,

разве будет желание бездумно ломать ветки и рвать цветы? С

другой стороны, мир растений (относящийся к духам земли)

создан для любящего человека. Растения с удовольствием отдают

ему свои плоды, а невидимые духи могут перейти в другое

растение. Если ребенок будет знать, что в каждом ручейке, озере,

реке живет своя ундина, захочется ему загрязнять воду? Ведь в

грязной воде не могут жить духи и она станет мертвой. Если

ребенок будет знать, что даже в маленьком огоньке живет

саламандра, захочется ему играть со спичками, бездумно

разбрасывая испуганных саламандр по дому? Если ребенок будет

знать, что в воздухе живут маленькие сильфы и сильфиды,

приносящие хорошие сны и улыбки, неужели он станет в

будущем загрязнять воздух удушливыми газами?

В этом аспекте сказкотерапия — процесс экологического

образования и воспитания ребенка.

Но волшебство связано не только с обитателями волшебного

мира. Оно связано с творчеством, созиданием, верой в добрые

силы и новыми возможностями. Однако, надо помнить, что

волшебство часто невидимо глазом, но ощутимо сердцем...

Маленькая девочка получила в подарок волшебный платок,

который может превращать ее в кого она пожелает. Она тут же

хочет превратиться в лошадь. «Это прекрасно, что ты хочешь

превратиться в лошадь, но ты помнишь о том, что если после

превращения посмотришься в зеркало, ты увидишь там не лошадь, а

себя?» «Почему?» — разочарованно тянет ребенок. «Представь, если

в виде лошади ты войдешь в кухню, что будет с бабушкой?» «Она в

обмо-рок упадет». «Теперь ты понимаешь, почему волшебство

невидимо?.. Конечно, чтобы не пугать близких тебе людей. Но

внутри себя; превратившись в лошадь, ты приобретешь ее силу,

красоту, выносливость. А как тебе в жизни пригодятся эти

качества?»

Итак, волшебство — это еще и превращение. В сказке —

реальное, а в жизни внешне не всем заметное. Волшебство

происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир.

В этом смысле сказкотерапия — процесс улучшения

внутренней природы и мира вокруг.

Конечно, сказкотерапия — это еще и терапия средой,

особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться

потенциальные части личности, нечто нереализованное,

может материализоваться мечта; а главное, в ней появляется

чувство защищенности и аромат Тайны...

Сказкотерапией люди занимались всегда. Правда, называли

это иначе. Сегодня мы выделяем четыре этапа в развитии сказко-

терапии. Примечательно, что ни один из выделяемых нами

этапов не заканчивался, уступая место новому. Поэтому каждый

этап ознаменовывал начало определенного процесса.

Первый этап сказкотерапии — устное народное творчество.

Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного (а

позднее и письменного) творчества продолжается по сей день.

Второй этап сказкотерапии — собирание и исследование

сказок и мифов. Исследование мифов и сказок в

психологическом, глубинном аспекте связано с именами К.-Г. Юнга,

М.-Л. фон Франц, Б. Бегтельхейма, В. Проппа и других. Приятно

отметить, что и терминология психоанализа основана на мифах...

Процесс познания скрытого смысла сказок и мифов

продолжается по сей день.

Третий этап — психотехнический. Наверное, нет ни одной пе-

дагогаческой, психологической и психотерапевтической техноло-'

гаи, в которой бы ни использовался прием «Сочини сказку».

Современные практические подходы применяют сказку как

технику, как повод для психодиагностики, коррекции и развития

личности.

Четвертый этап — интегративный. Этот этап связан с

формированием концепции Комплексной сказкотерапии, с

духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии

как при-родосообразной, органичной человеческому

восприятию воспитательной системы, проверенной многими

поколениями наших предков.

Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения

психологии, педагогики, психотерапии и философии разных

культур — все это «упаковано» в сказочную форму, в форму

метафоры. «Что только не придумаешь, чтобы вернуться к себе!» —

шутят сказкоте-рапевты. Можно было бы назвать сказкотерапию

«метафоротерапи-ей», но, согласитесь, это не так красиво и

близко звучит.

В сказкотерапевтическом процессе на данный момент

используется пять видов сказок, которые конструируются в

соответствии с актуальной ситуацией и подаются под различными

«соусами»: анализ, рассказывание, сочинение, переписывание,

кукло-терапия, имидж-терапия, рисование, психодинамические

медитации, постановка сказок в песочнице и многое другое (и

это не сама сказкотерапия, а увлекательный ее контекст).

Так что же такое сказкотерапия? Созерцание и раскрытие

внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого,

моделирование будущего, процесс подбора каждому клиенту

своей особенной сказки... Процесс Познания в наиболее

созвучной нашей Душе образной форме. Может быть, именно

для этого многовековой мудростью человечества послана нам

Сказка?..

КАК СКАЗКА ВРАЧЕВАТЬ НАУЧИЛАСЬ

Татьяна Большакова

Жила-была Сказка. Весело ей жилось, потому что рядом

всегда добрые и верные друзья были. Вместе они могли и

посмеяться, и порадоваться; и страшновато им порою делалось,

но всегда все хорошо заканчивалось.

И вот однажды встретила Сказка Человека.

— Ты любишь людей? — спросил он.

— Да, — ответила она. Она ведь и, правда, всех любила.

— Тогда пойдем со мной, и я научу тебя помогать людям,

избавлять их от болезней.

—А подружек можно с собой взять?

—Можно, — разрешил Человек. И тогда она согласилась:

ведь с друзьями нигде не страшно.

Человек привел компанию в большой красивый дом. Там было

много людей, и все они долго-долго слушали сказки, истории,

анекдоты, притчи. Потом люди горячо заговорили о чем-то не

очень понятном, и стали разные ученые слова произносить. Поняла только Сказка, что странные люди собираются из нее

с подружками какой-то смысл извлекать и разные лекарства

делать.

Испугалась она сначала, но не убежала: друзья рядом — стыдно,

и любопытно, как этот смысл извлекать будут. Да и людям

помочь хотелось, чтобы не болели они, бедные. Ведь когда самой

хорошо, хочется, чтобы и другие жили счастливо.

И началась жизнь Сказки в Институте Сказкотерапии.

Поначалу, действительно, многое странным казалось. Ведь она

привыкла, что, слушая сказки, все улыбаются, а здесь слушали

серьезно, потом долго-долго спорили, порою даже хмурились,

но, уходя от нее, все ровно говорили: «Спасибо!» И то, что

извлекали из нее, тоже чужим казалось, будто и не из нее

вовсе.

Но потом поняла Сказка, что открыли в ней люди новый

талант, и теперь она не только радовать, но и лечить может.

Лечить то, что всего нужнее — Душу человеческую!

А научившись лечить, сказки снова пошли по белу свету,

продолжая рассказывать свои истории, только теперь у них для

каждого есть своя, особенная...

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ

Каждая сказка обладает своей неповторимостью. Однако взгляд

на сказкотерапию как воспитательную систему предполагает

общие закономерности работы со сказочным материалом.

 

 

ем сегодня, создавая новые сказки. Ожившие веши, существа,

явления природы способны действовать самостоятельно. Древнему

сознанию было свойственно находить персоналии человеческим

чувствам и отношениям Любовь, Горе, Кручина и пр. Это явление

мы также используем в психолого-педагогической практике

сегодня.

Народные сказки несут чрезвычайно важные для нас

идеи:

1. Окружающий нас мир — живой. В любой момент все может

заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и

осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от

людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами.

2. Ожившие объекты окружающего мира способны действо

вать самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь.

Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

3. Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для

поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

4. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось

даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования

механизма целеполагания и терпения.

5. Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на

помощь только в том случае, если мы не можем справиться с

ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования

чувства самостоятельности, а также доверия окружающему миру.

Все эти философские идеи могут обсуждаться с нашими

воспитанниками и клиентами.

Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок

многообразны:

—сказки о животных, взаимоотношениях людей и живот

ных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, ста

раются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных луч

ше всего передадут маленьким детям жизненный опыт;

—бытовые сказки. Те, кто говорят, что в сказках все закан

чивается свадьбой и никто не говорит, что будет потом, ошиба

ются. Бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной

жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций,

формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора

по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных

хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном кон

сультировании и при работе с подростками, направленной на

формирование образа семейных отношений;

—страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упы

рей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре

различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем

дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и

проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от

напряжения и приобретают новые способы реагирования;

—волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для

тех, кому за 6—7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессозна

тельное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости

и информации о духовном развитии человека.

Работа со сказками начинается с анализа, обсуждения. Когда

сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными

жизненными ситуациями, можно использовать и другие

формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизация,

рисование.

Примеры ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ работы

С НАРОДНЫМИ СКАЗКАМИ

«Курочка Ряба»

Интересно, что чем короче сказка, тем более

концентрированным смыслом она обладает. Попробуем

размышлять вместе с нашими воспитанниками и клиентами:

1. О чем эта сказка?

—о подарке судьбы («золотое яйцо») и о том, что делают с

ним неподготовленные люди;

—о стереотипах человеческого поведения (если яйцо, то по

нему нужно бить, независимо от качества скорлупы);

—о случайностях, которые обычно случаются закономерно

(«мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось»);

—любви к ближнему («не плачь дед, не плачь баба, я снесу

вам другое яичко, не золотое, а простое»);

—о разбившейся мечте или надежде (яичко разбилось); и о

многом другом.

Кажется, что это совсем не детская сказка. Конечно, больше

она подходит для обсуждения со взрослыми и подростками

философии жизненных ситуаций и уроков, которые мы

извлекаем.

2. Чему нас сказка учит?

— конечно, содержать свой дом в чистоте, не доводить до

появления мышей. В этом случае есть надежда, что золотое яич

ко не будет разбитым;

— гибкости при решении новых или трудных ситуаций. Если

бы Дед и Баба гибко подошли к решению проблемы, они бы не

стали бить по золотому яйцу, а нашли ему лучший способ приме

нения. Кстати, какой?

— не дарить ближнему того, что он не готов получить (во

прос о том, какие подарки мы выбираем для других, и какие

желаем получить сами); и многому другому.

Все это может стать темой для обсуждения.

3. Объясните, пожалуйста, почему Дед и Баба плачут, когда

яичко разбилось, ведь они сами хотели, чтобы это произошло,

когда били по нему.

Действительно, почему Дед и Баба так непоследовательны?

Может быть, они хотели разбить яйцо сами, без посторонней

помощи? Может быть, они плачут от того, что увидели внутри

яйца не то, что ожидали? Может, на самом деле, они хотели,

чтобы яйцо осталось целым?

При обсуждении сказки наша основная задача — подвести

ребенка или взрослого к тому, что все явления нашей жизни

неоднозначны. Для этого мы «поворачиваем» сказочную

ситуацию как кристалл, и рассматриваем ее грани.

«Колобок»

Может показаться, что это трагическая сказка — ведь в

конце главный ее герой погибает. Однако, подождем с

преждевременной интерпретацией.

Кто такой Колобок? Это хлеб, пирожок. Для чего он

появился на свет? Для того, чтобы Дед и Баба смогли его съесть.

Колобок рожден быть съеденным. В конце сказки так и

случилось. Он выполнил свое предназначение.

Часто говорят о том, что эта сказка показывает ребенку

последствия нарушения запрета. Но, наверное, более корректно

было бы говорить о потере бдительности и стереотипности

поведения. Колобок наивно полагает, что модель поведения,

успешная в большинстве случаев, эффективна всегда. Жизнь учит

нас гибкости, разнообразию способов решения проблем, поиску.

Колобок «почивал на лаврах», поэтому и потерял бдительность.

Еще одна тема для обсуждения (в особенности с

подростками) — это стремление испытать себя. Узнать свои

ресурсные возможности. Прочувствовать до какой черты можно

доходить. Колобок постоянно повышает уровень сложности

задачи, и эта игра его затягивает, он не смог во время

остановиться. Для кого эта тема обсуждения станет актуальной?

Так чему же нас учит сказка «Колобок»? Принятию своего

предназначения; умению во время остановится в процессе

испытания себя; осознанию последствий нарушения запрета;

творческому подходу к решению проблем?..

«По щучьему велению»

Сказка про Емелю неоднозначна. На самом поверхностном

уровне эта сказка может быть поверхностно раскритикована

Михаилом Задорновым. Действительно, кто же такой Емеля, как

не «халявщик»?! Он настолько ленив, что сам ничего не делает.

Всем известен афоризм: «Лень — двигатель прогресса».

Стремление к комфорту рождает удивительные инженерные

решения. Так, быть может, самоходная печь и сани отразили

мечту наших предков об автомобиле?

Если рассматривать более глубокий смысл сказки, то можно

вспомнить изречение «мы делаем не делая, и все оказывается

сделанным». Но разве возможно «делать не делая»? Оказывается

— да, если производить действие мысленное.

Емеля — мыслитель, а сказка показывает нам, как оживают

мысли и идеи, желаемое становится реальным.

Для того чтобы создать мыслеобраз, человеку необходимо

сосредоточиться, отключиться от повседневных дел и забот,

остаться одному. Но такой человек производит впечатление

лентяя. К сожалению, на уровне событий и поведения не

всегда можно отличить мыслителя от лентяя...

Емеля отличается огромной внутренней мудростью. Он не

делает «лишних движений», не суетится, лежит на печи (копит

силы для главного), но когда чувствует свой шанс, становится

активным в его удержании.

Так чему же нас может научит сказка про Емелю, дорогой

читатель?

Работа с волшебной сказкой:

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

(Русская народная сказка)

«В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь,

и было у него три сына: старшего звали Федором, второго —

Василием, а младшего — Иваном. Царь очень устарел и

глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в

тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и

колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко —

помолодеет, а водой этой умыть глаза слепому — будет

видеть.

Царь собирает пир на весь мир, зовет на пир князей и бояр

да и говорит им:

— Кто бы, ребятушки, выбрался из избранников, выбрался

из охотников, съездил за тридевять земель, в тридесятое царст

во, привез бы молодильных яблок и живой воды кувшинец о две

надцати рылец? Я бы этому седоку полцарства отписал.

Тут больший стал хорониться за середнего, а середний за

меньшого, а от меньшого ответу нет. Выходит царевич Федор и

говорит:

— Неохота нам в люди царство отдавать. Я поеду в дорож

ку, привезу тебе, царю-батюшке, молодильных яблок и воды

кувшинец о двенадцати рылец.

Пошел Федор-царевич на конюший двор, выбирает коня не-

езженного, уздаетузду неузданную, берет плетку нехлестанную,

кладет двенадцать подпруг с подпругою не ради красы, а ради

крепости... Отправился Федор-царевич в дорожку. Видели, что

садился, а не видели, в кою сторону отправился.

Ехал он близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, ехал до

вечеру — красна солнышка до закату. И доезжал он до распутья

трех дорог. Лежит на распутьи плита каменная, а ней надпись

написана:

«Направо поедешь — себя спасать, коня потерять. Налево

едешь — коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь —

женатому быть».

И повернул на ту дорожку, где женатому быть. Ехал, ехал, и

доезжает до терема под золотой крышей. Тут выбегает красная

девица и говорит ему:

— Царский сын, я тебя из седла выну, иди со мной хлеба

откушать и спать-почивать.

— Нет, девица, хлеба-соли я не хочу, а сном мне недосуг

время коротать. Мне надо вперед двигаться.

—Царский сын, не торопись ехать, а торопись делать, что

тебе любо-дорого.

Тут прекрасная девица его из седла вынула и в терем

повела. Накормила его, напоила и спать на кровать положила.

Только лег Федор-царевич к стенке, эта девица живо

повернула, он и полетел в подполье, в яму глубокую.

Долго ли, коротко ли — царь опять собирает пир, князей и

бояр и говорит им:

—Вот, ребятушки, кто бы выбрался из охотников мне моло

дильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец? Я

бы этому седоку полцарства отписал.

Тут опять больший хоронится за середнего, а середний за

меньшого, а от меньшого ответу нет. Выходит второй сын,

Василий-царевич:

—Батюшка, неохота мне царство в чужие руки отдавать. Я

поеду в дорожку, привезу эти вещи, сдам тебе в руки.

Идет Василий-царевич на конюший двор, выбирает коня не-

езженного, уздает узду неузданную, берет плетку нехлестанную;

кладет двенадцать подпруг с подпругою.

Поехал Василий-царевич. Видели, как садился, а не видели,

в какую сторону укатился... Вот он доезжает до распутья, где

лежит плита-камень, и видит:

«Направо поедешь — себя спасать, коня потерять. Налево

едешь — коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь —

женатому быть».

Думал, думал Василий-царевич и поехал прямо дорогою, где

женатому быть. Доехал до терема с золотой крышей. Вышла к

нему прекрасная девица и просит его откушать хлеба, да лечь

опочивать.

—Царский сын, не торопись ехать, а торопись делать, что

тебе любо-дорого...

Тут она его из седла вынула, в терем повела, накормила,

напоила и спать положила.

Только Василий-царевич лег к стенке, она опять повернула

кровать, и он полетел в подполье.

А там спрашивают:

— Кто летит?

— Василий-царевич. А кто сидит?

— Федор-царевич.

— Вот, братан, попали!

Долго ли, коротко ли — в третий раз царь собирает на совет

князей и бояр:

Скачать весь текст:

 

Download
Zinkevich-Evstigneeva_T_D__Praktikum_po_
Adobe Acrobat Document 1.4 MB