Корни гор

Почему я пишу о горах? Потому что там начиналась наша история. Само слово «история» происходит от тар (камень), от каменных скрижалей «тарихи». Смотрите, как много в европейских, исходно родственных языках, слов для обозначения горы, точнее, выступающей, приметной части рельефа: нем. berg, болг. планина, рус. гора, латин. mons, а еще тай, даг, кук… Каждое из них породило множество слов для обозначения других, связанных с этим понятием смыслов, причем параллелизм форм, образованных от разных корней, часто вызывает удивление. Сравните, огромный – и маре (великий, молд.), крепкий – и таре (твердый, молд.); рушить – и тае (резать, молд.) рубить – и gerti (закалывать, приносить в жертву, лит.). Сравните курган – и морман (сугроб, первоначально насыпь, холм, молд.) или троян (то же, молд.), или кучурган (то же, тюрк.).

Если бы эти формы развивались каждая в рамках своего языка, все было бы логично, хотя оставался бы вопрос, почему эти слова построены так похоже, словно по одному лекалу? Но самое интересное, синонимичные формы бытуют у одного и того же народа, как те же морман и троян, что избыточно с точки зрения языка. Следовательно, языки, о которых мы говорим, развивались в тесном взаимодействии, а значит, наши предки свободно владели несколькими языками, так, что лексика их постепенно смешивалась. Часто имена вещей и понятий дублировались, получали двойное имя. В русском такие пары сохранились как фразеологизмы: «трава-мурава» (мурава – трава на санскрите), «аника-воин» (аника – воин на санскрите). В процессе перевода слова фонетически искажались: так, из Бури-чай, что значит «волчья река», получилась былинная Пучай река. На самом деле так назывался в древности Днепр, до появления там скифов-иранцев (не путать со скифами-кыпчаками), которые переименовали реки Бури-чай в Днепр, Сулу в Дунай, Шир в Дон, Тирас – в Днестр, в соответствии с корнем дон- (вода). Какие же племена так тесно переплелись, дав начало славянским, тюркским, германским языкам? Назвать их поименно сложно, прошло ведь столько тысячелетий. Но можно нащупать границы древних наречий, реконструируя, анализируя современную лексику, изучая летописи и мифы.

В последние годы тема родства европейских языков с финно-угорскими и тюркскими перестает быть табуированной. Уходит в прошлое наивный взгляд, согласно которому древнегреческий и санскрит лежат у истоков современных языков, а романские языки представляют собой лишь испорченную латынь. Не обнаружено ни одного текста, написанного на гипотетическом индоевропейском языке. Нет также ответа на вопрос, каким образом и когда племя носителей этого языка колонизировало огромные территории Европы и Азии, где эти люди обитали прежде, как, в каких городах развили высокую культуру, так ярко проявившую себя в индоарийской философии и религии.

Становится все более явной тенденция к пересмотру старых представлений. Иногда эта тенденция доходит до гротеска. Мне встречались тексты серьезных тюркологов, доказывающих, что русский язык половину своей лексики заимствовал из тюркских; тексты болгарских ученых, доказывающих, что болгарский и сербский – самые древние из славянских языков; и даже исследование, развивающее идею, что румынский язык – самый древний на земле. Доказывать превосходство одного языка над другим – безусловно, глупое занятие.

Реконструировать звучание древних слов достаточно сложно из-за наслаивающихся искажений: согласные и гласные могли заменять друг друга, звуки выпадали, ломая корень, окончания отбрасывались, тенденция к сингармонизму меняла гласные. Наши предки, к тому же, не противопоставляли согласные по звонкости/глухости. Часто о родстве слов трудно догадаться, если не знать их историю. Так, не все знают, что родней являются такие слова, как начало и конец, комар и шмель.

Я исходила из предположения, что первой родиной наших предков были умеренно гористые местности: горы дают защиту и кров, пищу и материал для изготовления орудий труда и оружия, с гор текут реки. Люди называют вещи по каким-то их выдающимся качествам. Так получались имена вроде Быстрый или Коротышка. Если этот принцип продолжить в прошлое, самые древние имена также были названиями качеств, то есть прилагательными. Что отличает гору от окружающей равнины? Твердость камня и близость к небу. Поэтому древнее слово «кур» значило «твердая», «небесная», и просто родная земля со всем, что на ней растет. Постепенно смыслы расслаиваются, слова обрастают аффиксами, а значения – оттенками. Попутно дрейфуют звуки, к примеру, [к] переходит в [г] или [х], чередуются [о] и [а].

Слово гравий происходит от гора и звучало прежде как «горавий». Утрата безударных гласных – один из этапов искажения древней речи. Гор-авий – то, что есть в горах. Здесь древний глагол аvе (иметь), от которого, в частности, происходит финно-угорское слово ава (мать, или хозяйка, владелица). Другие слова с тем же корнем – кремень, из которого делались первые орудия (к примеру, от того же корня кирка, грабли, жерновки), а также гранит, крошка.

Острым камнем процарапывались первые надписи. Русское «карябать» и его искаженная версия «царапать» происходят от корня «кар/гор». Оттуда же молдавское «згырие» (царапать) и латинское skribo (писать).

Кора дерева и его корень были названы так из-за твердой поверхности. «Твердый» значило и слово «корн» (рог животного на молдавском). Из рогов делались первые духовые инструменты, отсюда слово горн. Горн также печь для выплавки металла из горных пород.

Самое твердое в человеке и животном – кости, позвоночник. Слово «хребет» происходит от того же «гор» в значении «твердый», «выступающий», как и слова «горб» и «гребень». Первые расчески (гребни) делались из позвонков животных.

Наши предки оставляли мертвых в пещерах-склепах. Позже насыпали курганы (слово от того же корня кор/гор). В склонах рукотворных пирамид и гор-курганов делались пещеры, куда клали мертвых. Лишь много позже людей стали просто закапывать в землю. «Хоронить» - от того же корня, так же, как и молдавское «гроапэ» (яма), «ынгроапэ» (хоронить, закапывать).

Небо представлялось древним не бесконечной пустотой, а твердью, подобной перевернутому котлу. На языке шумеров слово «ан» значило как «твердый», так и «небо». На молдавском небо – «чер», что до появления шипящих звучало как «кер» или «кар». Но небо не только твердое, оно круглое. Эти два значения корня «кар/чер» совместились в таких словах, как «чара» (чашка), латинском circulus (круг), русском циркуль, молдавском «черк» (круг). Так древнее слово претерпело целый ряд искажений, метаморфоз, и вернулось к нам как заимствованное, почти неузнаваемое.

Горы ассоциируются с небом еще и из-за того, что именно они, как считалось, поддерживают небесный свод. Поэтому «кара» в тюркских языках значит великий, большой. Кстати, слова «великий» и «большой» имеют один и тот же корень, искаженный чередованием б/в.

Спустившись из-за похолодания на равнины, люди стали строить укрепления, подобные горным пещерам: городить, огораживать, возводить города. Кров, крыша, крепость, погреб, чердак - эти слова происходят от того же корня.

Греческое kara значит «голова». Отсюда русское «череп», греч. cranio. Происходят они от корня «кар» так же, как черепица, черепки, чара.

Гордый, храбрый, крепкий – от того же корня, и значили изначально твердый, непобедимый, как камень, либо превосходящий других ростом.

Древние не разделяли природу на живую и неживую. Живым, наделенным душой и волей, было все вокруг. Горы давали людям пищу, кров и в то же время были смертельно опасны (это знают все альпинисты). Горы были как мудрые старцы с седыми волосами (заснеженными вершинами). Поэтому слово «кыка» значило как «прическа, волосы», так и «вершина горы». Отсюда слова кок (вершина горы на марий.), например, в топониме Коктебель), кокошник (головной убор), кика (чуб), хохол.

Горы были священны. На горах молились, жгли костры (гореть – от корня гора), там приносились жертвы (на литов. gerti значило приносить в жертву, закалывать) и неистовые пляски (хора), и ритуальные боевые игры (курэш, это слово сохранилось в топониме Крещатик, в слове кураж, молд. куражос (храбрый).

Позже слово «кара» в тюркских языках стало означать также «черный» и «север». Это указывает, что первые горы, откуда пришли наши предки, были на севере. От «кара» в значении «черный» происходит название ягоды «черешни» и английское cherry. Впрочем, возможно, черный и красный цвета смешивались в восприятии древних, ведь недаром эти слова находятся в родстве (с чередованием к/ч).

«Красные горы», по поверьям западных славян, это некое мифическое место, где живут наши предки или их души. На праздник Красной горки скорлупу крашеных яиц пускают по реке с тем, чтобы она достигла земли предков. Этот обычай пришел от финно-угорских племен, которые считали, что страна мертвых находится на севере. На север текут очень немногие реки. Например, Обь и Енисей. Но обычай широко известен и у западных славян, и даже в Молдове, что вызывает вопросы.

Основываясь на анализе оронимов, я отобрала наиболее употребительные в индоевропейских языках форманты с значением «гора»:

Ø кор (с вариантами кур, гор, гар, хор, кай, сар, кол) – Карпаты, Каракорум

Ø бор (с вариантами пор, бар, пар, бол) – Эльбрус, Борус (гора на Саянах)

Ø тар (с вариантами тур, тай, тор, дур) - Алтай, Алатау

Ø кук (с вариантами кок, кик) – Кёкмен (гора на Саянах), Кук-куян (Лысая гора в Киеве)

Ø рух (с вариантами рус, род, рок, рош) – Родос, Родопские горы

Ø кау (с вариантами кап, каф, кав, сап) – Кавказ, Сапун гора

Ø мар (с вариантами мор, мер, мас, маш, баш) – Самара, Меру

Ø кон (с вариантами кан, кун) - Балканы

Ø даг (с вариантом дав) – Аю-Даг

Ø пан (с вариантами бан, ман, бон) - Монблан

Самыми богатыми на производные оказались первые три группы. Слова, производные от них, встречаются в изобилии. Есть основания для объединения групп бор- и мар- (на основании закона ротацизма, который допускал чередования б/м и р/с), а также групп кор-, кон- и кау-. На языке шумеров ке – земля. Можно предположить, что ке- это корень, а концевая согласная – суффикс. Последняя группа (бан-/пан-) также может восходить к корню ме (земля на языке шумеров) с учетом возможного перехода м/б/п. Формант даг, в свою очередь, связан с таг/тар, а формант кук происходит от корня ке (земля).

На языке народа эрзя (который жил между Уралом и Волгой задолго до нашей эры) слово «шумэр» означает дождь. Происходит от двух древних корней: су (вода) и ме (быть, существовать, земля). Дождь – вода, которая питает землю, на которой мы живем. Интересно совпадение с названием древнего государства Шумер. Возможно, когда-то это было имя божества Су+ мер – это наша земля и вода, иначе говоря, родина. У древних тюрок было божество Ерсу, что значит то же самое, «земля-вода».

Суффикс -р позволял производить от глаголов существительные: пить – пир, жить – жир. От глагола ме образуется существительное Меру (священная гора в религиях Двуречья), далее мир, мера и множество других слов. Мир - Место, где мы обитаем.

Прежде слова су (вода) была форма ку/ки, и она обозначала глагол идти. Ведь дождь идет с небес на землю. Переход звука [к] в [с] в языках встречается регулярно. Ге на древнем тюркском значит идти, тоже от корня ке (земля). От ку/ке уже у Шумеров зафиксированы образованные с помощью указанного суффикса слова кур (гора) и кир (земля, грязь). Для горцев слова «земля» и «гора» были синонимами. В современных индоевропейских языках этот корень сохранился в таких словах, как анг. go (идти), рус. ходить, тюрк. гет (идти), и многих других. От корня ме- с помощью притяжательного местоимения –ин образуется слово ме-ин, известное и ныне в форме man (человек). Мэн – человек этой земли, местный.

Слова Киммерия и Шумер содержат один и тот же корень с чередованием к/с/ш. Если ке значило идти, то киммерийцы - кочевники, странники на земле-ме. А также те, кто поклонялся водам и землям своей родины Мер. Великаны этой земли, а значит, ее боги – горы. Горам издревле поклонялись, на горах приносились жертвы и устраивались моления. Марес – древнее имя такой богини. Да-да, богини, не бога. Лишь через века, когда старые порядки забудутся, Марс станет воинственным богом, а Мара/Морена – темной ипостасью матери, богиней стужи и смерти. Но и сейчас в англоязычных странах девочек называют Мерседес, от корня Марс, а в наших краях – Марусей.

Я уже упоминала, что в тюркских языках согласные [м/б] могли заменять друг друга. Например, азерб. местоимению мен (я) соответствует бен в турецком. Поскольку уральские и индоевропейские языки выросли из одного гнезда, эта особенность касалась нашего праязыка тоже. Мар/мор при смешении племен перешло в бор/пор и даже бер/пер. Бор сегодня значит хвойный лес, а некогда – гору, покрытую лесом. Доказательством служит нем. berg, которое значит «гора», и множество других слов: берег, берлога, изначально пещера; bear (медведь), berry (ягоды), барс, топоним Пермь, числительное первый и даже, по всей вероятности, имя славянского бога Перун (первый или единый). В свою очередь, на болгарском «гора» значит лес. Города в Индии имеют суффикс –пур (Джайпур) с значением «крепость», так же, как европейские города – с суффиксом –берг (Кенигсберг).

Слово «мане» значило также «быть, существовать». Сохранился ли этот глагол где-нибудь? Русскому слову «добыть» соответствует молдавское «добынди», где до- приставка. Возможно, бын- здесь представляет реликт глагола мане (быть) с чередованием м/б, причем в русском «быть» сонорная из корня выпала. Другой «отросток» древнего корня, его глухая версия – латинский глагол «pono» (класть). В анг. языке сонорная отсюда также выпала, дав глагол put (класть).

Если наша реконструкция верна, тогда тот ход мысли, что произвел от корня гор/кар множество родственных слов в разных языках, должен приводить к подобному же результату и для других формантов, указанных выше, т.е. должен наблюдаться лексический параллелизм. Давайте посмотрим. Полностью таблица соответствий будет дана в конце текста.

Тюркскому тара (камень, от форманта тай) соответствует марий. кев (от кап) с тем же значением, рус. гравий (от гор), молд. булгэре (от бор), анг. rock (от рух), молд. мармурэ (мрамор, от мар), камень (от ка-).

Строительство жилищ уподоблялось возведению горы. Это наблюдается и на уровне языка. От форманта «гор-» образованы: крыша, кров, чердак, погреб, молд. гражд (конюшня), гард (ограда) и др. От бор: бревно, молд. бырнэ (бревно), перете (стена). От рух: анг. ruf (крыша). От кап: купол. От тар: анг. town (город). От кон: конек (венец крыши, с существительным «конь» никак не связано, вопреки народной этимологии).

Из камня делались первые орудия, позже ковалось оружие и инструменты. Это отразилось в языке. Кирка, кереть (плуг на удмурт.), грабли. От рух: молд. рышницэ (жерновки), от мар - молд. моарэ (мельница), от кап - молд. сабие (сабля), копье.

Горы были местом отправления религиозных обрядов. Слова гореть, жрец, жертва, марий. кир (огонь), удмурт. керемет (священная роща), булг. курэш (ритуальные состязания), имя алтайского божества Тенгри происходят от корня «кор» (Тенгри - буквально дин гир, вера гор). От бор – пир, греч. piro (огонь), молд. парэ (огонь). От рух – молд. руг (костер), руга (молитва). От мар – марий. моро (ритуальная песня), тюрк. мерак (вознесение), анг. miracle (таинство). От тар – алтарь, тайна, боги Тара, Тор, далее дэв (божество у индусов), лат. deus, греч. teos. От кам – славянские комы, духи предков, камлать, шаман.

С горами связано много прилагательных. От кор – гордый, крепкий, крутой, молд. куражос (смелый), укр. гарный (красивый), нем. gross (большой), тюрк. кара (большой, черный), красный, черный, огромный и др.

Слово храбрый (хоробрый) соединяет в себе два корня: кор- и бор-, и является примером двуязычия носителей языка.

От бор/мар – борзый, упрямый, большой, молд. маре (большой), греч. maha (большой). От тар – твердый, молд. таре (то же).

От кап – молд. ынкэпэцинат (упрямый).

От кон – исконный.

От ман/пан – молд. бун (хороший), молд. мындру (гордый).

От рух – молд. рошу (красный), рыжий, рудый, анг. red.

Еще больше с горами связано глаголов. Некоторые примеры я уже приводила.

Персы противопоставляли иранцев – туранцам, которые поклонялись Таре. Но роды ариев и предков тюрок с самого начала были так тесно переплетены, что разделять их – резать по живому. Сам топоним Персия одного корня с Пермь и происходит от корня мар/пер. Кур и мар - два шумерских корня для обозначения земли, горы, родины. Значит, в Шумере население уже было неоднородно по составу, использовались как минимум два языка. Что вполне соответствует тексту Джафар тарихы, в котором утверждается, что Шумер/Самар создали два племени, имэнцы и синдийцы.

Авеста и Ригведа, две древние книги арийцев, противостоят друг другу в религиозном плане: если для авторов Ригведы дэвы – добрые божества, а асуры – злые, то для авторов Авесты наоборот: ахуры (асуры) добрые, а дэвы – злые. Как родились эти термины? Слово дэв восстанавливается в дау – тау – тар, т.е. это туранская вера, от форманта «тар». Ахуры – от «кур», другого старого корня с значением земля, гора.

Если асуры – это ахуры, следовательно, Сура, Сурья (божество солнца у индоариев и древних славян) есть трансформация того же корня кур-. Проверим нашу гипотезу: марий. кир значит огонь, т.е. еще до перехода к/с слово кур несло в себе значение «сияющий, огненный». Мышление людей в древности не расчленяло явления и с легкостью объединяло землю, воды и светила в один цельный образ богини-матери. Вот еще несколько примеров таких переходов: от кон – конус (гора) и тюрк. кун (солнце), тюрк. гюн (день). От тау/дау/дый – день. От корня кур после перехода к/с образованы такие слова, как анг. see (видеть), молд. соаре (солнце), Син (божество луны у шумеров). Но куда же делось слово сура? Оно озвончилось по правилам тюркских языков и превратилось в «заря»! В доказательство приведу фрагмент марийской сказки. В девушку по имени Сырава, что значит заря, влюбился бог Луны. Он унес ее к себе на качелях из звездных лучей. В болгарском пересказе девушку зовут Волганя – т.е. имя было уже непонятно, и его перевели, решив, что Сырава – от слова сырость. Но Сырава – от Суры ава, то есть мать солнца, а после озвончения зарява/заря. Молдавское «зорь» (заря) показывает, как менялась огласовка слов: из [у] через [о] к [а] (сура-зорь-заря).

Для богослужений использовались ритуальные музыкальные инструменты. Например, от корня сур – сурнай (тюрк.), больше известный как зурна. Исходник – най, инструмент, который и сейчас популярен в Молдове. Из рогов делались трубы. От корня рух – рог, от корня тар – труба, тромбон, молд. трымбица, от корня гор – горн.

Одна из легенд Джагфар Тарихы гласит, что старое самоназвание тюрок – тормены от тор (тур, бык) или тар (земля, тот же корень в греч. terra). Древнее племя торменов в войне двух родственных кланов, урцев и мурдасов, приняло сторону урцев и слилось с ними. Но язык их не был тюркским в современном значении слова. Позже к двум изначальным племенам-языкам прибавился третий: из Малой Азии пришли имэнцы, вытесненные арабами (от ар – враг). Часть их ушла на восток, в Китай, часть ассимилировалась. Имэнцы были теми, кто населял Малую Азию, Ближний Восток и острова Эгейского моря с древнейших времен. Булгарский летописец предполагает, что это были предки маньчжуров. Не знаю, так ли это, но китайский язык родствен тюркскому, как и монгольский. Если следовать летописи, имэнцы были основателями Крито-Минойской цивилизации. В языке маньчжуров была интересная особенность: род слова определялся по открытости/закрытости гласной в нем. Так, ан – мужское обозначение божества, ин – женское. Этот принцип, как известно, положен в основу китайского членения всего сущего на женские/мужские элементы инь/янь. Если сюда прибавить шаманское трехчленное деление мира (верхний - небесный, средний – для людей и зверей, и нижний – для мертвых и их богов), то к двум гласным для гармонии следует прибавить третью, [у]. Этот принцип мог лежать в основе самой первой грамматики языка. То есть слова, обозначающие божеств, правителей и другие священные вещи, содержали гласную [а], для человека и его дел - [у], для недр гор, земли как почвы, для подземных животных - [е, и]. Гласные [о, ы] появились позже, когда смысл древнего членения был забыт.

Мурдасов можно отождествить с предками марийцев и удмуртов на основании этнонима: мурт на языке удмуртов – человек, на языке мари морт – дух. Но слово это известно также в санскрите: Тримурти – триада верховных богов, здесь мурт – лик, образ. Можно предположить, что слово мурдасы происходит от мурт, что значит «человек земли Му». В древних катакомбных захоронениях в бассейне Волги, как позже в Греции, на лицах мертвецов находят маски. Может быть это и есть «мурты»? И не отсюда ли русское слово «морда», молдавское «мутра» (лицо)? Многие ученые полагают, что предки индоевропейцев пришли из Семиречья, то есть из района между Каспием и Аральским морем. Но бассейн Волги-Дона также образуют семь крупных рек. Есть свое Семиречье и на севере, у берегов Карского (то есть великого) моря. Не здесь ли следует искать родину индоариев? Марийцы, меря, мокша – все это народы земли Ма/Му. В марийском ама (мать, хозяйка, связано с глаголом амо, иметь) перешло в аба/апа. Это слово также связано с глаголом иметь: habeo. Видимо, этот пласт лексики относится к временам матриархата. Ал-апа – великая, светлая мать – так называли богиню-мать. Позже слово перестало пониматься и превратилось в алып (дух у древних тюрков). Ороним Альпы – это алып гор. Слово эльф значит то же самое, с чередованием п/ф. Т.е. изначально эльфы – великие матери. От того же корня образовано лат. albus (белый).

Три изначальных племени, кто бы они ни были по языку и крови, несли три языка, что отразилось в формантах для горы/земли: кир, мар, тар. Точнее, так они стали звучать после «приведения к общему знаменателю». Суффикс –р принадлежал одному доминирующему языку. Позже от мар «отпочковались» бор, пор, а еще позднее – бол, пол, и даже мас, баш благодаря палатализации и ротацизму. Болгарское слово «планина» (гора) является результатом долгого развития и искажения языка. Но у других языков наверняка были другие суффиксы. Они дали свои «ветви». От ке (земля) – кап, кук, кон. Параллелизм налицо: от кур – греч. kara (голова), от кап – лат. caput (то же), молд. капэт (конец), от кон – конец, от кук – кыка (прическа), хохол, от тар – terminare (ставить предел).

С суффиксом –н образовано слово кин (волк). Кентавр – волкобык, так воспринимали европейцы лошадь, увидев ее впервые. Азия – страна лошадей, потому местоимение аз заменило у славян старое мен. То, что асы – всадники, это одна из версий. Другая – слово происходит от финно-угорского ар (человек) через уже известную нам мену р/с. На языке эвенков аргишить – кочевать, странствовать по земле. От корня кон образованы титулы правителей: конунг, князь, кан, хан. В тюркских языках кун – солнце, и если вспомнить, что эпитетом русского князя было «солнышко», переход от солнца к титулу правителя вполне закономерен. После мены к/с из кун получилось анг. sun (солнце).

Кук – так называется гора у марийцев и ныне. В топонимике России остались кукуйская слобода в Москве, Кукуй в Новгороде. «Кокуй алат!» (великий боже) - так звучит молитва киргизов в эпосе «Манас». От кук произведен глагол кочевать.

От корня кап образовано великое множество слов в европейских и тюркских языках, в том числе этноним кыпчаки. В русском можно назвать такие слова, как капля, капуста, капище.

Суффикс –ин у шумеров означал принадлежность, как и в русском (мама – мамин). Но не только. Сравним: дол – долина, перо - перина. От корня ма- образовалось слово мен с значением «здешний, местный житель». Это было задолго до Шумера, судя по всему. Но что значит русское слово «местный»? Оно тоже от корня ме: стоящий на ме, имеющий здесь стоянку. И даже русское «земля», возможно, восходит к су-мер, после мены р/л и озвончения согласной. А сумер значит то же, что ерсу – родную землю, родину с ее горами и реками.

От Ма еще в Урарту образовался глагол mane с значением «быть, существовать». Так же, как от Тара образовался молд. глагол «трэи» (жить). Но жить, быть – слишком общий смысл. Постепенно значения его разветвились: молд. трече (проходить), траже (тянуть), тае (резать), от бор – брать, бороться, бросать, узбек. бор (иметь), тюрк. бах (смотреть) и укр. бачить (видеть). От корня кур – крушить, молд. курже (течь), анг. carry (нести). Кстати, слово коридор означало буквально carry dor (расчищенный проход). Закономерно ожидать, что от глагола mane так же были образованы новые слова. В первую очередь это лат. manes (рука) и множество его дериватов. Затем местоимение мен (я) и его падежные формы, которые сохранились во всех индоевропейских языках. Первоначально мен значило «человек». «Я приказал» звучало как «Человек приказал». Дети усваивают понятие «я» тоже не сразу. Из глаголов упомянем молд. мынка (есть, питаться), мына (гнать), амына (отменить).

Выражение из сказок: «это было при царе Горохе» значит не отсылку к первобытным временам, а время древнего правителя, Горного короля. Горох – от корня гор/кор. Так же, как и Троян из «Слова о полку Игореве». Это имя уже много столетий не дает ученым покоя. Что за Троян? Откуда он в древнерусском тексте? Да просто Горный король, от корня тар (гора).

В арабских языках бен значит сын. Как мы знаем, звуки б/м могли чередоваться. Не предшествовало ли значению мен (человек) значение «сын ме»? Местоимение мен (я) известно во всех финно-угорских языках. Так называемые финно-угорские племена обитали в бассейне Волга-Дон с самых древних времен. Следовательно, мы все, славяне, тюрки, марийцы, мордовцы, удмурты, греки и французы, и остальные европейцы - дети земли Ма.

Я уже говорила, что из-за чередований звуков корень ма мог измениться. Производные – анг. paw (лапа), греч. podi, pos (нога). От данного корня образовано старое слово пастух, которое значит «тот, кто ходит, ухаживает за кем-то». Родственные слова – молд. пазник (сторож), марий. паз (бог). Боги – это те, кто присматривает за людьми. С суффиксом –н слово еще в древние времена дало глагол poneo (делать, строить, класть) и существительное pont (море в значении «великое»). В тюркских пастух – чабан. Слово это происходит от корня кап (голова), ведь пастух – главарь стада. Здесь ярко проявились свойственные тюркским языках пути искажения слов: палатализация к/ч и озвончение п/б.

От мар чередованием р/с образовано мас в значении «земля», позже «царь, правитель». Массагеты – геты, то есть кочевники с земли Ма. Слово «мастер» соединяет два корня, мас- и тер- и взято прямиком из марийского, где масторава – мать земли. Чередование м/б привело к появлению слова «бас», что значит не только низкий голос, но и правителя (например, в титуле басилевс). Далее в тюркских языках бас перешло в баш/паш и известно как голова, формант для названий стоянок, городов, титулов правителей. В русском с меной б/в этот корень в таких словах как важный, уважение, в укр. увага (внимание). Еще один вариант корня – бай, известен как титул правителей у тюрков.

От всех формантов, кроме слов земля, вода, человек, огонь и др., образованы имена животных, птиц, растений. Например, от тар – таур (бизон, молд.), тур, турага (кобыла, тюрк.). От кар – черб (олень, молд.), коршун, горох, курица, крот, карагай (ель, тюрк.), курекь (капуста, молд.), от мар – имэн (дуб на киргиз, башк.), морошка, малина; от бор – молд. боур (буйвол), береза, berry (ягода, анг.).

Пришла пора рассмотреть еще один формант, неочевидный и даже спорный: рух. С первого взгляда на память приходит лишь гигантская птица Рух из восточных сказок. Но давайте присмотримся: верх, вершина, молд. вырф (верхушка). Здесь тот же корень, что и в анг. ruf (крыша). Далее соответствия:

Глаголу громить - соответствует рушить, резать, молд. рупе (рвать);

Глаголу кончить – завершить

Прилагательному красный – рудый, рыжий, red.

Глаголу кричать, анг. cry – молд. рэкни (кричать), руга (молить), ругать.

Коло, колесо – соответствует греч. roda, лат. rota. Связь понятий «гора» и «колесо» становится яснее, если вспомнить, что одно из значений корня «кур» – дуга, выпуклость. Поэтому от кур производится круг, как от бор – boll (шар).

Благодаря чередованию р/л от корня рух образовались производные лум-, луг-, лун. Уже в Шумере лу значило «человек»; слово образовано по той же логике, что «человек» от других формантов: мен, ар. В русском сохранились слова – люди, в молд. – луме (люди, мир). Как от «кур» образовано кир (огонь, марий.), так от «рух» – руг (костер, молд.), от лу – луч, луминэ (свет, молд.). На языке эрзя человек – ломань, слово из двух корней, лу- и мар. От лу происходит и лей (вода на марий.), а также глагол «луа» (брать, молд.).

От всех формантов были также образованы имена богов: Тара, Тенгри, Мара, Мардук, Тархон. А что же от рух? Лада, Леда, Леля, Рок, Род, - божества древних славян. А также этноним рус, урус (русский). Возможно, это самый древний из рассмотренных корней, т.к. старое имя Волги – Ура (великая), вспомним также Уральские горы. Как от кор образовалось корн (рог), так от рух – рог. Рок – это судьба, участь. В Молдове говорят «Норок!», как в России - «Привет!» Сами того не зная, славяне при этом призывают бога Вита или Свентовита, молдоване – Рока.

На украинском рок – час. Интересно, что все форманты имеют дериваты, связанные с временем. Так, hora на греч. – единица времени, не забудем также бога Хроноса, анг. clock (время, корень здесь кол, гласная выпала). От корня мар – мера, минута, menio (название месяца на лит). От корня бор – пора (время для чего-то).

От бога Ра, Род, Рок осталось множество слов, но самые позитивные из них – радость, молд. рыде (смеяться), ра-дуга, дуга бога Ра. Радуга на молд. – куркубеу, от кур-кубера. Кубера или Кубара – одно из древних индоарийских божеств, тоже связанное с корнем бор. Т.е. русское и молдавское название радуги значат одно и то же. В Молдове и ныне популярны имена Раду, Родика.

Другие форманты с значением «гора» тоже имеют производные, связанные с радостью: анг. merry (веселый) от мар, молд. букурие (радость) от кур.

Вполне возможно, что название луны тоже связано с указанными древними формантами. Луна видна невооруженным глазом как земля, как место, где можно жить. Издавна считалось, что там живут души мертвых. Поэтому в названии луны есть значение «земля». Слово луна – от форманта ру/лу. Moon – от форманта ма. Тюркское ай (луна) восходит к аг (светлый), далее к ар/ер, что тоже значит «земля».

Осталось рассмотреть еще один формант, даг/таг. Думается, он производен от корня дар/тар. Dagh на санскр. значит «день, пожар», это индоевропейский корень. С другой стороны, тюрк. даг значит «гора», как и чуваш. таг. Дагестан – страна дагов, т.е. горцев. Думается, тот же корень в этнониме «даки», и означает он также «горцы». Обычаи дагестанцев удивительно похожи на обычаи молдован, похожи даже элементы национальной одежды (шапки из мерлушки, овечья доха). С суффиксом –g. в индоевропейских языках есть множество слов: луг, анг. dog, мол. руг (костер). Возможно также, что именно от этого варианта корня происходят такие древние слова, как дать, день, анг. do , лат. duceo (нести).

Какие же выводы можно сделать из проведенного исследования? Все рассмотренные гнезда слов широко употребляются как в индоевропейских, так и в тюркских и финно-угорских языках. Невозможно выделить формант, который бы использовался только в рамках одной языковой семьи. Следовательно, не было в прошлом никакого отдельного индоевропейского племени, чей язык радикально отличался бы от соседних, финно-угорских языков. Тюркские, финно-угорские и индоевропейские языки выросли из одного источника. Этот праязык был распространен на территории Волга-Урал, позже распространился благодаря экспансии племен в Европу и Малую Азию. Возникает вопрос, как ИЕ языки из агглютинативных стали флективными? На современные финно- угорские языки оказали сильное влияние языки тюркские. Реконструировать, какими они могли быть прежде, проблематично. С точки зрения генетики можно отметить, что большинство носителей индоевропейских языков сегодня – это носители гаплогруппы R1a и R1b. Гипотетически можно сопоставить первых с летописными урцами и мурдасами, вторых - с имэнцами.

В летописи Джагфар тарихы упоминается о древнем конфликте между предками тюрок - суварами, вызванные религиозными разногласиями. Место конфликта – Алтай, где пратюркские племена вступили в союз с «масгутами», видимо, индоевропейским племенем. Именно после этого вера их изменилась: появился бог Тенгри, а дракон Ельбеген сменился на Маджара. Вообще дракон – древний тотем монгольских, китайских племен, не индоариев. Сувары, которые ныне известны как чуваши, вероятно, дали имя Сибири, от субар также происходит слово «север» и «авары». Ар – человек на всех финно-угорских языках. Сабар/субар, возможно, означает пастух, т.к. сабан/чабан – это именно пастух.

Все рассмотренные форманты объединяются в три группы по звучанию исходного корня: та-/ту-/ти-; ка-/ку-/ки-; ма-/му-/ми-. Почему я выписала три варианта огласовки? Именно гласная определяла род, а значит, и значение корня. С первой гласной образовались слова «сильные», мужские, или, как сказали бы в Китае, яньские, с последним – иньские, женские. Гласная [у] давала слова среднего, нейтрального значения. В сочетании с разными суффиксами от этих корней получились первые, простые слова. Далее к ним присоединялись другие слова, и вместе получался новый смысл. Деление на слоги – это деление на древние слова (так должно было быть по законам изначального языка). Все языки начинали с простого присоединения формантов. Но индоевропейские языки – одни из немногих флективных. В них значения формантов наложились друг на друга, границы слогов сдвинулись.

Поднятая мной тема требует дальнейшего исследования. В частности, в Джахфар тарихы упоминается Кашанская письменность, которая была уничтожена византийцами. На ее месте монахи Кирилл и Мефодий создали глаголицу, которая, впрочем, не привилась и была заменена так называемой кириллицей, представляющей собой смесь древнего славянского алфавита и греческого.

 

Тизеры других статей блога на главной странице.

Comments: 1
  • #1

    Рязань (Monday, 08 October 2012 20:37)

    Однозначно на такой вопрос ответить сложно, но вопрос "горяченький", имеет довольно широкий резонанс как в Интернете, так и в прессе.