Несколько хороших статей о монтаже в Sony Vegas Pro

Как сделать фильм

Подготовительный этап Прежде всего, выбрасывайте из головы все мысли по поводу того, что для съемок фильма необходимо много денег. А еще желательно иметь связи с Люком Бессоном. Все это бред, который выдуман простым народом, не имеющим ни малейшего представления о том, как снять свой фильм. Далее следует определиться, о чем будет фильм. Каков его жанр. Художественный или документальный. Документальный фильм снимается без актеров. Его можно снять о природе, о памятнике архитектуры и т.д. В художественном фильме должна быть рассказана какая-то история, которая повествует о главных героях. Она должна описывать некий знаменательный в их жизни этап. Камера. Она может быть любой. Основное здесь – это умение снимать. Зрителя можно заинтересовать красивыми, яркими, динамичными кадрами. В кино много разговоров. И это зрителю зачастую наскучивает. Поэтому нужно продумывать для персонажей действия, которые они будут совершать во время бесед. Они могут, например, общаться за чашкой чая. Это значительно интереснее, нежели бы они стояли на улице просто по стойке смирно. Главные герои, как и все персонажи, должны быть интересными и яркими. Необходимо продумать их внешность и ее особенности, черты характера. Каждого героя желательно наделить, так называемой, «catchphrase2. Так называют коронную фразу какого-нибудь персонажа. Сценарий В отличие от фотосъемки фильм снимается в соответствии с заранее разработанным сценарием. Причем это касается и документального фильма тоже. Выбор темы. Выбирать нужно только ту тему, которая интересует вас по-настоящему. Так как качество снятого по итогу фильма зависит от вашей личной заинтересованности в теме. Необходимо продумать сюжет, он должен быть интересным, увлекательным и динамичным. Фильм должен цеплять зрителя с первого же кадра, он должен заставить его просмотреть фильм дальше. Если в планах снять какой-нибудь экшн-фильм нужно начинать его сценой какой-то драки или погони. Старайтесь, чтобы выглядело все ярко и динамично. Снимайте по нескольку дублей, не ленитесь. Существует шаблон, по которому строится сюжет фильма: начало, потом завязка, 1-ое поворотное событие, 2-ое поворотное событие, момент прозрения (это когда герой осознает что-то важное, а зрителя это чему-то учит), кульминация (финальная битва или просто самая напряженная сцена фильма) и конец, он, как правило, счастливый. Создание литературного сценария. В нем сюжет трансформируется в зрительно ощутимые образы. Здесь также должны быть определены особенности монтажа для фрагментов фильма. Далее разрабатывается сценарий постановочный, то есть подробнейший план съемки. Фильм разбивается на эпизоды, эпизоды на кадры. Даются подробные указания технических приемов съемки. Качеством отснятого материала определяется объем монтажа. Поэтому, необходимо заранее, задолго до того, как начнутся съемки конкретных кадров, продумать тщательнейшим образом порядок чередования декораций и сцен, цветовые и яркостные переходы между кадрами, должно быть учтено направление выхода и входа актеров, их взаимное расположение героев в сценах, позы и жесты. Должны быть учтены громкость и тональность звукового сопровождения, а также длительность сцен и отдельных кадров. Во всех кадрах определенной сцены необходимо соблюдать единство темпа движений.

Монтаж Для этих целей можно использовать программу VideoPad VideoEditor, она достаточно простая. Спецэффекты создаются при помощи Adobe AfterEffects. В Интернете имеется много информации о том, как снимают фильмы. Видео об этом процессе в сети тоже достаточно. На YouTube размещено большое количество  видеоуроков о том, как пользоваться необходимыми программами по монтажу фильма и созданию спецэффектов.

Как написать хороший сценарий

Хороший сценарий — отправная точка удачного фильма. Не достаточно быть хорошим писателем, что бы создать отличный сценарий. Известно, что Толстой недолюбливал Чехова за его «скудные рассказы». В тоже время, Чехов — один из ярких примеров гениально сценариста, ведь практически все его произведения построены по канонам именно сценического искусства.

В этом небольшом материале мы приоткроем завесу создания сценария.

Сценарная заявка

Для начала хорошо бы самому себе пересказать фильм в одном-двух предложениях, как если бы он уже был снят. Пример: «Сериал про трех мушкетеров и Д'Артаньяна – это последовательный рассказ о приключениях бойцов королевского спецназа, завершающийся ободряющей победой Добра над Злом. Драки, любовные истории, убийства, интриги, песни».

Сценарная заявка должна быть написана в настоящем времени, короткими, простыми предложениями, как если бы Вы описывали статичную картинку, следует избегать «неизмеримых» терминов, таких как: «подумал», «принял решение», «он все понял» и т.п. Размер сценарной заявки – 0,5-2,0 страницы.

Рабочий сценарий.

Наверное, самый увлекательный процесс в подготовительном периоде. Как говорится, чем дольше и противнее подготовительный период, тем быстрее и легче съемочный. 

Рисуем табличку: номер по порядку, крупность плана, время, которое будет длиться план, что видим в кадре, что слышим в кадре, реквизит, дата и место съемки, кто занят.

Уже на этом этапе многое можно прояснить. Например, сразу выянистся, что массовка из 28 человек и 2 главных героев будет нуждаться не только в костюмах, но и в питье и еде. Или, что на каком-то этапе мы забыли обозначить место работы, быть может, это будет происходить в квартире режиссера или в фотостудии? Все это надо решить на подготовительном этапе, чтобы потом не оказалось, что снимать придется на ходу.

Также на этом этапе мы понимаем, что для изображения дыма нам понадобится либо мастер по компьютерным эффектам либо пара рабочих, которые будут картонками загонять сначала белый дым в кадр, а потом – черный, смешивая один с другим (плюс то, что будет гореть «разноцветно», огнетушители, переговоры с милицией и т.п.) или мы пугаемся всех этих трудностей и придумываем другой сюжет.

В отдельную колонку записываем все, что необходимо в кадре и все, что обеспечит работу реквизита в кадре. Записывать нужно скрупулезно, чтобы не пришлось во время работы бегать в поисках чего-либо, а подготовить заранее и именно то, что необходимо сегодня. Эта колонка поможет адекватно сосчитать денежные вливания в фильм.

Отдельно будем вносить все локации, где будут проводиться съемки. Так сосчитать количество рабочих объектов. Например, если по сюжету сцены в квартире и сцены на улице – сменяют друг друга, вам не обязательно снимать их в той же последовательности, как это предписывает сценарий. Все сцены в квартире можно снять в 1-2 дня, просто переодевая актеров, если это требуется, и все сцены на улице снять тоже в 1-2 дня. Как правило, в коротком ролике есть 3-4 места съемок, седьмая колонка поможет вам в организации времени и договоренностях с актерами – кто в какой день занят и во сколько.

И, конечно же, стоит сделать колонку Примечания, в которую можно записывать все, что можно назвать примечаниями. Главное, чтобы вся информация находилась там, где она должна находиться, а не в дырявой памяти режиссера и не на отдельных бумажках.

На отдельном листе можно (и нужно) расписать костюмы актеров, кто, в какой день и во что должен быть одет. А сам график съемок: день, место, реквизит, транспорт и т.п. – заслуживает отдельной записи.

В чем польза такой «застольной» работы – создания фильма на бумаге? Смета, корректировка сметы – это не мало важно. Как бы Вы ни были уверены в своей памяти, через месяц Вы можете просто забыть – что Вы хотели, рабочий сценарий избавит и Вас, и съемочную группу от мук творчества в день съемок. Рабочий сценарий – этот тот документ, по которому Вы сможете легко и быстро не только снимать, но и монтировать.

Обозначения, которые понадобятся для создания рабочего сценария.

КР – крупный план.

В кадре может быть, например, голова или предмет. Не корректен крупный план, на котором не видно лба или рот закрыт титром, как правило крупнячок лица не «обрезается» непосредственно под подбородком, часть шеи должна присутствовать, лучше – вместе с началом плеч. Разновидность: МКР – макро-план. Пригодится, если Ваша камера уверенно «берет» ресничку или блоху.

СР – средний план.

В кадре могут быть две «половины» двух человек. Не корректно «обрезать» туловище строго по линии талии, возьмите камеру чуть выше или чуть ниже.

ОБЩ – общий план.

В кадре могут присутствовать лесная поляна или группа людей, городской пейзаж. При размышлениях над общим планом необходимо хорошо представлять – как, на чем Ваш фильм будет смотреть зритель. Если в мониторе, размером с тетрадный лист, от общих планов лучше воздержаться или хорошо поработать с освещением (об освещении – позже).

ПНР – панорама.

Верх чайниковского мастерства: суметь поработать трансфокатором так, чтобы зритель увидел (без монтажных стыков) – сначала блоху, потом лицо, потом пейзаж. ПНР-ОБЩ-МКР – панорамирование от пейзажа к блохе. ПНР-ОБЩ-слева-направо (обозначается стрелочкой) – указание оператору двигать камеру слева и направо на общем плане.

Что такое план?

План – это кусок отснятого материала, от монтажного стыка до монтажного стыка. Когда-то в кино высшим пилотажем считались долгие планы, чем меньше монтажных стыков, тем круче (А.Тарковский, например). Мода ушла вместе с приобретением привычки к т.н. «американскому» (быстрому) монтажу. Пример: почти любой рекламный ролик. На досуге посмотрите рекламу на предмет подсчета планов. Часто в 1-3 секундах можно насчитать 5-15 планов.

По материалам urokikino.narod.ru

Композиция

Композиция в кино.

Замечали ли вы, что в основном если сделать стоп кадр у любого хорошего фильма, то этот кадр будет красивым, как картина. Над этим обычно работает много людей и очень грамотные операторы. Расположение объектов в кадре называется композицией, и правила ее одинаковы как в изобразительном искусстве, в фотографии, так и в видео.

Я сказал «правила», но видео – это не точная наука, всякие правила можно нарушать, хотя прежде чем нарушать, нужно их обязательно знать.

Даже если вы просто будете им следовать, у вас получится достойная картина.

В статье о планах я рассказывал, какие существуют планы в видео. Продолжим эту тему.

Начнем с дальнего плана, как лучше снять поле? Где в кадре будет проходить линия горизонта? Ровно посередине? Сверху или снизу? Обычно, новички берут линию горизонта как раз посередине кадра, отчего картинка становится скучноватой.

Правило третей.

Есть такое правило – «правило третей», упрощенный вариант золотого сечения – прием, который использовали еще художники эпохи возрождения.

Представьте кадр. Разделите его на три равные части по горизонтали и вертикали. Кстати, в видео камере или фотоаппарате есть функция, которая включает такую сетку, что бы было легче ориентироваться, выглядит она на видоискателе примерно так:

Сетка в видоискателе фотоаппарата

Теперь о горизонте, его можно располагать либо ближе к 1/3 по горизонтали, либо к 2/3, смотря на что делается ударение, на небо или на землю.

Горизонт смещён на две трети вниз.

Здесь линия горизонта приближена к верхней линии, что делает землю выразительной.

С дальним планом немного определились, теперь переходим к более крупному. Общие рекомендации, как снимать людей. Заметьте, что правило третей можно использовать в каждом плане, начиная от самого общего до самого крупного.

Композиция в кадре

На кадре видно что одна треть – потолок, две трети – толпа и главные герои.

При съемке средним планом лицо можно располагать на одном из верхних пересечений линий третей.

Композиция, правило третей

Правило третей

При съемке крупного плана верхняя линия третей проходит в области глаз.

Линия глаз актёра, по верхней трети

Так же, располагая персонажа, не забывайте о направлении его взгляда и оставляйте немного больше места там, куда он смотрит, что бы не казалось, что он упирается в стенку.

Композиция по правилу третей

Оставляйте пространство в сторону взгяда

Каждый кадр, как отдельная картина

Самое главное, и самое сложное это следить, что бы каждый кадр был как красивая картина. В видео это очень сложно, потому что герои двигаются. Вот вы взяли его средним планом, а он перешёл и оказался обрезанным по колено – не страшно, но лучше проследить лишний раз.

Используя правило третей вы сделаете свое видео еще более красивым и грамотным. 

Правило 180 градусов

Честно не сразу можно было въехать, что это такое и как его применять. Но на деле это оказалось очень полезная штука. По крайней мере, зная о нем можно легко обнаружить его в фильмах  и поучится у больших операторов как они это используют.

Суть правила такая, что следуя ему, оператор помогает зрителю правильно ориентироваться в пространстве. Этот прием часто используется в диалогах. При съемке один персонаж должен быть всегда слева, другой всегда справа, причем не важно, каким планом: крупным, средним или общим.

На рисунке пунктирная линия проходит как раз сквозь говорящих, разбивая плоскость на две части.  Так вот если камера, снимая диалог, будет перескакивать то на одну часть плоскости, то на другую, тот кто был слева, будет уже справа (относительно зрителя), а тот кто был справа, будет слева. Будет казаться, что говорящие поменялись местами. Хотя это правило не работает когда снимают вкруговую, т.е. зритель следит куда идет камера. Если внимательно посмотреть фильмы – то можно заметить, что это правило нарушают крайне редко.

Также и в съемке какого-нибудь движения, будь-то автомобиль, человек, битва какая-нибудь… Особенно битва, там же не разберешь кто где! Поэтому противники обязаны держаться своих сторон в кадре, иначе собьют с толку зрителя. А когда едет велосипедист — видно же что едет справа на лево, и если в следующем кадре он будет ехать наоборот — слева на право, то кажется что он что-то забыл и возвращается. Очень важно понять, что зритель видит картину только глазами оператора. Если нет специальной цели дезориентировать зрителя, то нужно что бы в кадре были какие-нибудь опорные точки или направление, которые бы связывали один кадр с другим. Должно быть видно как камера переходит на другую сторону. Например, при съемке идущего человека, что бы перейти на другую сторону стоит вставить кадр, где он или идет на камеру или от нее, а потом уже переходить.

В общем, что бы понять это правило лучше, мало одной теории (впрочем как и везде), нужна практика: побольше смотреть хороших фильмов и учиться у хороших операторов ( я, кажется, повторяюсь).

Оператору

Штатив – это «вторые руки и ноги» оператора. Без штатива снимать нельзя ни секунды. Даже если Вы уверены, что руки не трясутся и можно «по-быстрому» снять «чуть-чуть» - откажитесь от этой затеи. Все остальное снято на штативе и это самое «чуть-чуть» будет неприятно выбиваться из общей картины Вашего операторского мастерства.

Ветер во время натурных съемок – всегда коварен. Бытовые камеры легкие и даже на штативе могут предательски колебаться. Поэтому, если Вы желаете показать себя мастером, при порывах ветра просто останавливайте съемку, ну, или привяжите к камере груз в 5-6 кг, если она «позволит» (шутка). К тому же, микрофон камеры запишет именно ветер, а не диалоги актеров. Можно, конечно, «разориться» на радио-«петлички», но и в них ветер попадает тоже.

 

Если необходимо снять движущегося «на камеру» человека, выбирайте: или Вы, как оператор, стоите на месте, берете КР и по мере приближения «отъезжаете» трансфокатором или двигаете саму камеру назад.

Первый способ удобен тем, что камеру не надо двигать, но не удобен, если актер не профессионал и при каждом дубле будет двигаться с разной скоростью, т.е. есть вероятность, что не в каждом дубле Вы сможете удерживать его в центре кадра.

Второй способ требует помощи, как минимум, двух помощников. Один помощник будет двигать тележку (часто это – основа детской коляски, она устойчивая, движется относительно плавно, но надо еще придумать, как штатив к ней присоединить плотно), другой помощник, будет одной рукой придерживать за спину Вас, другой рукой будет придерживать за спину катящего тележку и, озираясь, будет «тащить» обоих, указывая направление. Как показывает практика, один помощник с этой задачей не справляется. Решить – как снимать конкретно – можно еще на уровне создания рабочего сценария.

 

Нестабильность изображения, дрожание, нежелательные рывки и частые повороты одна из самых главных проблем при видео съёмке, из-за которой при просмотре отснятого видео создаётся некий дискомфорт. Зачастую такой материал считается браком. Чтобы избежать этого пользуйтесь штативом. Съёмка со штатива убирает дрожание и рывки,  делает плавными повороты и наклоны видеокамеры (что очень важно для съёмки панорамы). Но штатив не всегда бывает удобен, особенно если видеосъёмка динамичная и видео оператору приходится буквально бегать с камерой, да ещё прикрученный  штатив с распахнутыми ногами. Вариант «собрать–разобрать» не прокатит, так можно потерять драгоценные секунды и редкие кадры. В этом случае можно использовать монопод, хоть он и не так стабилизирует изображение как штатив, зато достаточно лёгкий и быстро подготавливается к работе, с ним и бегать не так трудно как со штативом. Если же под рукой нет ни штатива ни монопода тогда можно снимать и с рук. Для этого чтобы изображение было максимально стабильным, включите в камере функцию стабилизатора изображения. Далее нужно занять устойчивую позицию, держать видеокамеру двумя руками, поставить ноги на ширине плёч, прижать локти к телу избегать наклонов в разные стороны. Так же можно опереться на что-нибудь прочное будь то стена или стул и т.д. Помните, что при съёмке на большом увеличении дрожание усиливается.

Избегайте частого использования зума, постоянные и необоснованные наезды и отъезды утомляют зрителя.

Следите за тем, чтобы изображение не кренило в стороны, вертикальные объекты и горизонт должны быть не завалены

Не забывайте про баланс белого (WB). Можно использовать заводские настройки в видеокамере под разный тип освещения. Или ручной баланс белого, для этого достаточно навести камеру на что-нибудь белое, чтобы было максимальное заполнение изображения белым (можно использовать белый лист бумаги и «наехать» на него зумом ) нажать кнопку установки баланса и сохранить его настройки.

P.S. Так же качество вашего видео зависит от правильно подобранной композиции, угла съёмки, и освещения.

Об освещении на съемочной площадке

Наверняка Вы видели множество роликов, которые, вроде бы и хороши, но в целом оставляют удручающее впечатление. Одна из самых вероятных причин: игнорирование освещения в кадре.

Чтобы с освещением все было в норме «просто так», кино следует снимать только на натуре (на улице), там где 320 дней в году на небе – ни облачка и в промежутке между 13 и 16 часами дня, т.е. – после обеда, когда солнце не светит в макушку, усугубляя носогубные складки актеров, и вся съемочная группа уже проснулась.

Если у Вас нет возможности снимать кино в Калифорнии, приобретите или возьмите у знакомого профессионального фотографа (если даст, конечно) хотя бы три источника освещения. Настольные лампы, свечи – здесь не помощники вовсе.

Один источник обязательно поможет выстроить контровой свет. Лампу надо поставить за спинами актеров или за теми предметами, которые в кадре, но так, чтобы лампу не было видно в кадре. Чтобы понять – о чем речь, посмотрите, например, крупные планы в передаче «Женский взгляд» - на всех крупняках хорошо выстроен контровой свет (для телевизора, конечно). Контровой придаст кадру необходимую глубину и избавит от ощущения плоской двухмерности.

Второй источник поставьте близко к точке съемке (это там, где стоит оператор с камерой, точнее – это там, откуда оператор смотрит через видоискатель), то есть – в лицо актеру (работа у него такая). Третий источник расположите под углом относительно актера. Размер угла устанавливается опытным путем. Сделайте пробы. Если актер перестал кричать, что он – урод, а вовсе даже красавец, а оператор радостно кивает, значит угол найден верно.

Важно. Если Вы считаете, что для съемок, повествующих о ночных/вечерних событиях – освещение не нужно, Вы ошибаетесь. Даже, если на площадке кажется, что «все видно», увидев готовый материал, Вы начнете звонить товарищам с просьбой о пересъемке. Современные монтажные программы позволяют делать чудеса. Из любого «дневного», но грамотно освещенного материала, можно сделать распрекрасную ночь или вечер. Все - то же самое - законно для съемок в средних широтах днем.