Игра фантомов

 

 

Люди часто поступают иррационально. Вступают в унизительные для себя отношения, подчиняются там, где следует дать отпор, или взрываются по ничтожному поводу. Мы склонны списывать такие странности на усталость и стресс, потому что знаем хорошо, что и сами не всегда ведем себя благоразумно.

            Но в чем настоящая причина иррационального поведения человека? Возможно, в иной системе координат его действия выглядели бы вполне логичными? Вот только мы не знаем ничего об этих координатах.

            Наличие фантазии, кажется, одно из немногих качеств, которые отличают человека от животного.  Человек создает второй, иллюзорный мир с той же неизбежностью, с какой личинка червяка-ручейника строит вокруг своего тельца дом. Видимо, это одна из форм психической защиты. Наши иллюзии призваны служить буфером между нами и травмирующей реальностью. Невидимый защитный купол строится еще в раннем детстве, и уже в 7-10 лет в нем трудно что-либо изменить. Все, что существует внутри купола, служит в дальнейшем моделью и накладывается на объекты действительности. Так же, как сутулость, близорукость и астма, невидимый купол  призван помочь человеку адаптироваться в реальном мире. В определенном смысле это форма лжи во имя спасения индивидуальности. Что поделаешь, если она чревата побочными эффектами.

            Разберем несколько случаев, чтобы стало ясно, о чем речь. Маленькая девочка обожает отца, потому что мать с ней холодна, а больше любить ей некого. В ее мире он сильный, добрый, благородный, он не приходит домой пьяным, не забывает ее, семилетнюю, на автостанции, не лжет и не трусит. Под куполом у нее прекрасная семья, и это помогает ей вырасти без видимых поломок. Став взрослой, она выбирает себе мужчин, похожих на отца: умных, красивых, благородных, и с той же червоточиной внутри. Поэтому любая из ее любовных историй заканчивается одинаково: предательством и ложью. Но точно так же, как в детстве, она не замечает этого, продолжая верить в прекрасного принца.

            Можно часто видеть, как женщина долгое время терпит побои, унижения, но ничего не предпринимает. Тут нет ничего странного. Ведь на самом деле она девочка. Куда ей бежать, если папа ее наказывает? Раз наказывает, значит, она виновата и должна терпеть. Так обстоят дела в ее фантомном мире.

Но кто же он, тот мальчик, который вырос во взрослого дядю, способного бить, унижать женщину? Вы не поверите, но он также испытывает боль и разочарование: ведь он выбирал не реальную девушку, а фантом из своего купола. В детстве мама его обожала и выполняла все его прихоти. Может, был младшенький или болезненный. Но он понял это иначе: он – избранный. Все вокруг должны ему подчиняться, в первую очередь мама. Она должна устраивать его жизнь, и если что-то идет не так – виновата тоже мама. Девушка, которую он выбрал, должна стать идеальной мамой и рабыней.

Когда эти двое встретились, то встретились на самом деле не они, а два фантома, два ребенка, которые долго себя обманывали. Они разойдутся со слезами и скандалами, даже не увидев, какие они на самом деле. Редкая удача, если чей-то купол разрушится, и человек попытается выжить в реальном мире.

В женщин встроен врожденный инстинкт материнства, который направляет всю силу их любви на заботу о крохотном ребенке. Без этого вид не выжил бы. Если мы видим, что этот инстинкт подавлен и не работает, то в дело, скорее всего, вмешались фантомы.

Она была старшей в семье и уже с семи лет привыкла заботиться о младших. Они жили трудно, как вся страна после войны, и взрослым было не до нежностей. Но когда у нее родился первенец, она увидела в нем лишь очередного крикливого братишку, из-за которого  не будет высыпаться и чьи пеленки будет стирать. Он – гиря на ее ногах. В ее фантомном мире она школьница, отличница, а ребенок – очередное порождение похотливых родителей,  которые держат ее вместо няньки, не отпуская в университет.

Или так: в семье было не до ребенка, потому что родители без конца ссорились. Девочка чувствовала себя одинокой и никому не нужной. Но вот родился брат, взрослые созрели и  ощутили себя, наконец, родителями, и вся жизнь закрутилась вокруг малыша. Ему доставались лучшие куски, позволялось то, что запрещалось ей, но самое главное – ему, а не ей принадлежали сердца родителей. Она часто думала о смерти, то ли брата, то ли своей собственной. И становилась все угрюмее, доказывая этим маме, что второй ее ребенок, действительно, получился удачнее первого.

Когда она сама родила первенца, то увидела в нем, конечно, лишь соперника за родительскую любовь. В своем фантомном мире она все еще была девочкой, а малыш – монстром, который пришел, чтобы вытеснить ее из семьи.

 

Вот так примерно это работает. Люди живут в своем фантомном мире, в нем сражаются и умирают. Детские импринтинги предопределяют взрослую судьбу. Против этого есть лишь одно лекарство: осознанность. Понять, что, - слепо и невольно, - делали с тобой, и что, так же слепо, ты делаешь с другими, отказаться от этих игр и просто жить, быть здесь и сейчас. Вот и весь рецепт, но как же трудно ему следовать!

Write a comment

Comments: 0