О жизни и смерти

Что это за звери – хронические болезни, и почему медицина против них бессильна? Почему в данном случае не срабатывает механизм самовосстановления, присущий всему живому? Видимо, иного выхода, кроме болезни, у тела не остается. Видимо, болезнь – это что-то вроде результирующего вектора сил, приложенных к телу со всех сторон.

В эти невеселые мысли погрузили меня неожиданные встречи с несколькими друзьями-сверстниками. Их тела были наглядным примером дурных перемен, которые происходят с немолодыми людьми. Поток жизни, когда-то мощный и неудержимый, был  в них почти остановлен. Так водоросли, разрастаясь, препятствуют движению корабля.

Но что это за силы, что разрушают нас? Тело – слепок души. А всякая душа прекрасна. В растущем организме  душа  воплощает себя почти безошибочно, подавляя искажения, которые вносит психика, или животная наша часть. Страхи, обиды, чувство вины – вот первые ростки разрушительных сил, и они прорастают еще в  детстве. Тот, кто виновен, ищет наказания. Поэтому человек с комплексом вины спивается, рискует жизнью, попадает под суд и в иные неприятные ситуации. Его бессознательная цель – самонаказание, самоуничтожение. Человек, который боится (маньяков, начальства, бедности, увольнения, болезней и пр.) все время судорожно сжат: сужены его сосуды, зажаты внутренние органы,  мышцы и нервы. Рано или поздно эти спазмы перерастают в болезнь. Обида – по сути дела бессильный гнев, ярость, обращенная вспять, на самого себя. Это болезнь нашего времени: соблюдая нормы приличия, мы часто не можем не только врезать, но даже ответить устно тому, кто нас оскорбляет.

Если сутью жизни  является радостное самоутверждение, то фон всякой негативной эмоции – отрицание, «нет» в адрес жизни, своей и всеобщей. Это «нет», разрастаясь с годами, тормозит и останавливает развитие души. Именно оно, а не время.

З.Фрейд считал, что в нас действуют две противоположные  силы: либидо и мортидо. То есть, влечение к жизни - и к смерти. Раньше мне казалось, что эта теория надумана: откуда в человеке стремление к смерти? А это влечение разрастается из маленьких «нет», из страхов и обид, разочарований и потерь. С возрастом оно проявляется в ригидности разума, апатии и равнодушии, неспособности удивляться.

Поскольку тело – точка приложения всех внутренних и внешних сил, эта борьба между созидательными и разрушительными силами отражается на нем в форме хронических хворей. Если созидательные силы сильнее – человек выздоравливает, порой вопреки врачам. Вообще поток жизни очень мощен, остановить его нелегко. Но и дурные привычки, ложные установки, ошибочные паттерны поведения  человеку трудно изменить. Точнее, трудно осознать их наличие, трудно изменить привычный ход мыслей и реакций. Трудно – в среднем возрасте – найти созидательную цель, которая наполнила бы паруса жизни. Потому что работа ради денег, ради обеспечения комфорта, – не та цель, ради которой организм стряхнет с себя болезни-прилипалы.

По сути, хроническая болезнь – это гомеостаз, точка равновесия между жизнью и смертью, которую тело нашло, как единственно возможную. Если энергия жизни усилится (человек займется любимым делом, влюбится или разорвет постылые отношения) – гомеостаз сдвинется и человек выздоровеет. Даже рак отступает, если в человеке сильно стремление к жизни (вспомним пример А.Солженицына).

 

 

Write a comment

Comments: 0