Дети пишут, или маленькие мудрецы

Для чего мы учим русский язык? Для того, чтобы научиться писать грамотно, красиво, интересно.

Есть два пути овладения грамотным письмом. Первый – выучить правила и упражняться в их применении. Второй – много читать, много писать, выражать на бумаге свои мысли, сочинять  истории,  делать репортажи, описывать людей и события. Писать в присутствии учителя, который всегда готов подсказать правильное написание  и объяснить, почему слово так пишется. Он обязательно  похвалит и зачитает вслух твой рассказ, а после уроков, один на один, покажет, где ты ошибся. В таких условиях ребенок мотивирован писать грамотно, писать интересно,  с юмором, - ведь его рассказ будут слушать другие ребята.

            Мой опыт показывает, что второй путь овладения грамотностью намного эффективнее. Я предлагаю детям темы для сочинений, которые вызывают у них живой интерес. Предлагаю сочинить историю по трем опорным словам. Придумываю интригующие завязки историй, которые у детей вызывают живые эмоции, и предлагаю их досочинить. Ниже можно ознакомиться с некоторыми результатами этой работы.

 

Сочинение по трем опорным словам: ворона, велосипед, звонок (слова пишутся учителем на доске, все они содержат орфограмму безударной гласной).

 

Юля

Прозвенел звонок на перемену. Мальчик схватил портфель и выбежал на улицу. Он сел на свой велосипед и поехал домой. По дороге он увидел булочную. Ему так захотелось есть, что он слез с велосипеда и пошел в булочную. У него не было замка, чтобы закрыть велосипед.

На ветке сидела ворона. Она увидела блестящий звонок и слетела на велосипед. Ворона вытолкала велосипед на проезжую часть. Проехала машина и задавила велосипед.

Когда мальчик вышел на улицу, он увидел лишь остатки от новенького велосипеда. Он очень расстроился.

- Эх, почему я не взял у папы замок от велосипеда!

 

Таня

Эта история про мальчика Ваню. Он никогда не ездил на велосипеде в школу, но однажды... Он приехал на велосипеде в школу и забыл его закрыть на замок, потому что опаздывал на урок.

Вдруг прилетела ворона. Она села на велосипед... и он покатился прямо с горки. Велосипед укатился, а ворона улетела.

В школе закончились уроки. Уже пора идти домой. Вышел Ваня из школы и увидел, что велосипеда нет. И стал обвинять друзей:

- Это вы взяли велосипед!

- Да ничего мы не брали!

- Брали!

- Нет!

                    - Вы мне больше не друзья!

- Ты нам тоже!

Вот так Ваня остался без велосипеда и без друзей.

 

 

Саша

Одна ворона очень любила всякие блестяшки. Однажды она нашла велосипед. Притащила в гнездо и давай рассматривать. Нажала на звонок, и он зазвенел:

- Динь-дон-динь-дон-динь-дон!

Да так громко!  Соседи даже милицию вызвали. Ну и ворону оштрафовали за шум.

Миша

Кот и ворона

Жила-была ворона. Увидела она велосипед и начала звенеть в звонок. Потом пришел кот. Он сказал:

- На велосипеде ездить надо, а не звенеть в звонок!

- Нет, надо в звонок звенеть, а не ездить!

- И началась ссора. Потом начали силой мериться, чтобы узнать, кто прав. И началась драка! После битвы у кота глаз опух, а у вороны сломалось крыло. Потом вышел мальчик, сел на велосипед, зазвенел в звонок и поехал.

- Оказывается, мы оба были правы!

 

 

Сочинение по трем опорным словам: роза, кастрюля, лягушка. Из трех два  слова  с непроверяемой безударной гласной.

 

Юля

Глупый лягушонок

Однажды роза варила в кастрюле лягушачий суп. Для супа нужен был лягушонок. Роза пустила свои шипы на болото, чтобы они доставили ей глупого лягушонка.

Этот глупец доверял каждому встречному. И вот перед розой очутился лягушонок. Он удивлено оглядывался. Ведь шипы ему сказали, что отведут его в рай. А рая он не видел, видел только знакомую клумбу. И он спросил:

- Это и есть рай?!

Роза ему ответила:

- Нет, не рай. Залезай в кастрюлю, тогда будет рай.

Глупый лягушонок полез в кастрюлю. Когда он оказался внутри, роза накрыла кастрюлю крышкой и сварила суп. Так и кончилась жизнь лягушонка. Смысл  сказки очень прост. Нельзя быть таким доверчивым.

 

Катя

Лягушонок

В одном очень вонючем болоте жил лягушонок. Они нашел розу. У лягушонка была  кастрюля, и он положил розу туда. Через несколько минут там появилась болотная вода. Лягушонок удивился и сказал:

- Фу! Какая гадость! Беее! - и лягушонок выкинул розу в болото.

Так закончилась история лягушонка и его розы.

 

Варя

Однажды лягушка варила суп. Она бросила туда свой телефон, бросила сундук.  Кастрюля так булькнула, что лягушка вдохнула пар и тут же уснула. Она заснула так сильно, что казалось, она умерла.

Пришел лягушонок с розой и положил ее к лягушке. Когда лягушка проснулась, она подумала, что приезжал лягушонок на белом цветке.

 

Миша

Мальчик вышел в сад, чтобы сорвать розу на день рождения мамы. И вдруг он заметил лягушонка. Мальчик побежал за ним. Лягушонок перепрыгнул через речку. Мальчик прыгнул за ним, поскользнулся и упал в реку. Мальчик закричал:

- Спасите! Помогите!

Мама услышала, от испуга уронила кастрюлю и побежала к реке. Она вытащила мальчика из реки. Мальчик сказал:

- Мама, прости, я просто хотел принести тебе розу.

 

Алеша

Жил-был лягушонок. Его звали Пати. Его никто не любил, в него кидались камнями и били. И вот однажды поселилась старуха около болота. Лягушонок Пати влюбился. Пати пошел в город искать цветы. По пути он заметил лужайку и сорвал красивую розу. Пати попрыгал к дому. Когда его увидела старуха, она испугалась. Лягушонок подпрыгнул и поцеловал старуху. Так они поженились.

 

Сочинения на тему «Я и компьютер»

 

Маруся

Компьютер — это замечательный предмет, без которого в современной жизни прожить почти невозможно! У нас дома есть компьютер, им пользуется вся семья.  Лично я захожу в интернет ради школьного портала, а так пользуюсь телефоном. Там я общаюсь с друзьями и родственниками.

Я хочу свой компьютер, но чтобы он складывался, как карманная книжка. В общем, компьютер - вещь замечательная.

 

Юля

В мире много компьютеров. Они очень помогают человеку. Они были созданы для вычислений. У моих родителей есть компьютер. Они мне дают им воспользоваться для презентаций и чтения полезной информации.

Мне бы хотелось, чтобы любой человек мог его использовать, когда захочет. Только надо создать компьютер, который не портит глаза, не делает человека глупее, не пожирает энергию, не портит нервы, не тратит время и не делает человека скучным.

Мне скучно играть в компьютерные игры, но интересно узнавать что-то новое.

 

Настя

Раньше люди жили бедно, письма им приносили голуби, ходили они в лаптях... Но люди все придумывали и придумывали разные штуки. И вот придумали компьютеры.

 

Из сочинений на тему «Вода – наше богатство»

 

Юля

Мы очень редко задумываемся о простых вещах. Эти вещи нужны нам, чтобы жить. Если вся вода станет грязной, мы не сможем существовать. Мы используем очень много воды. На все тратится вода, даже на изготовление телефонов. Я считаю, что надо стараться не загрязнять воду.

 

Варя

Мы не задумываемся, почему так много денег тратим на квартплату. А все дело в том, что мы  тратим много воды.

 

Таня

Мы никогда не замечали, что вода — самое настоящее сокровище. В пустыне даже посуду моют не водой, а песком. Жители пустыни очень ценят воду. Мы это понимаем, но не бережем природу, животных и растения. Мы не только природе вред приносим, но и себе, ведь нам придется есть грязную пищу,  пить вредную воду и дышать несвежим воздухом.

 

Из сочинений на тему «Скоро каникулы».

 

Маруся

Скоро наступят каникулы. Ооо нет!!! В этом году было очень интересно учиться. И, конечно же, весело. Больше всего мне запомнилась контрольная, на которой Сева рассмешил весь класс. Это было по русскому языку. В тексте была птичка овсянка. Светлана Владимировна спросила Севу:

- Сева, что такое овсянка?

- Это каша.

Мне очень понравился этот год.

 

Юля

Мое отношение к каникулам я хочу выразить в стихотворении:

«Хоть буду я прыгать,

Бегать, скакать,

Но все же по школе

Я буду скучать!»

 

Из сочинений  на тему «Детство».

 

Настя

Детство – это прекрасная пора. Я помню много замечательных моментов из детства. Помню, когда мама готовила блины, я залезала в свою детскую кроватку, как будто я дятел, а мама нарезала блины полосками, и я их ела, будто это червячки. У меня было чудесное детство!

 

Алеша

Когда я был маленьким, мне очень не нравилась одна вещь. Это детский сад, потому что там надо спать днем. Но сейчас я понимаю, что это хорошо.

Из детства я помню, как не хотел уезжать от бабушки из-за моего друга. Как ездил в Питер и там научился кататься на велосипеде. Я тогда любил смотреть мультики, а сейчас нет.

 

Полина

Я думаю, что быть взрослым – это хорошо, потому что ты умный и с тобой все общаются.

 

Рузанна

Детство – это ужас и счастье. Ты не умеешь ходить, но у тебя хотя бы есть родители.

 

Дима

В детстве я любил подсластиться. Как-то со мной произошел случай. Меня оставили дома, а было мне года четыре. Я выбрал самую вкусную шоколадку и по краям объел ее. Мама с папой пришли, увидели обглоданную шоколадку и удивились.  Да, быть маленьким хорошо!

 

Алеша

Детство – это когда ты можешь миру дать что-то новое, но родители в это не верят.

 

Ваня

Детство – это то, что в нашей жизни случается один раз. В детстве мы можем научиться всему на свете. Жалко, что я не могу переместиться назад.

 

Маруся

Детство – это самый яркий и волшебный момент в жизни. Потому что в детстве разрешают все, ты веришь в чудо. Мой характер изменился. Раньше я была глупой и невыносимой. А теперь я стала умной и воспитанной.

 

Артем

 

Детство – это чудное время, которое не забудется. Потому что когда ты вырастешь, то снова захочешь стать маленьким.

 

Сказки о насекомых

 

Дима

Лист

Как-то раз жук-олень пригласил на свой день рождения муравьев и стрекоз. Он приготовил замечательный стол. Гости пошли мыть руки перед обедом. Тут с дерева упал лист и накрыл стол. Когда насекомые вернулись, они не увидели еды. Стрекозы стали обвинять муравьев:

- Это вы все съели!

А муравьи, наоборот, обвиняли стрекоз:

- Это вы похитили еду!

         Скоро между ними завязалась драка.

Тут подул ветер и унес лист со стола. И все увидели, что еда на месте. Они обрадовались и помирились между собой.

Юля

Бабочка

Жила-была бабочка. Ах, какая была у нее мечта закружиться в танце и влюбиться в мотылька!

Как-то раз ее пригласили на бал. Там она познакомилась с мотыльком. Они полюбили друг друга и поженились. У них родились дети. Но вот началась война с пауками. Мотылек уехал на фронт. О нем не было известий. Бабочка работала в научной лаборатории. Она так расстроилась, что ее муж пропал без вести, что в один день изобрела пушку, пистолет и ружье.

Как-то раз, когда она шла с работы домой, бабочка услышала, как переговариваются пауки:

- Найдите того, кто создал это оружие, и уничтожьте его! А город разрушьте!

Бабочка бросилась бежать. Пауки за ней. Но она воспользовалась подземным ходом-лабиринтом, и они не смогли догнать ее. Как только она добралась домой, она схватила детей и убежала.

Она добралась до границы. И вдруг увидела там мотылька, который для нее был будто навсегда потерян. Они обнялись. И ушли навсегда из этого города. И жили они долго и счастливо.

Саша

Прекрасная лентяйка

Жила-была прекрасная бабочка. Она не любила работать. Пролетая мимо других бабочек, занятых делами, она всегда им говорила:

- Глупые вы бабочки! Разве прекрасная бабочка может работать? Вы, дурехи, здесь пыхтите, а я на цветочках поваляюсь!

Другим бабочкам обидно было. Они решили пожаловаться своей королеве. Королева вызвала к себе лентяйку и спросила:

- Это ты та бабочка, которая не хочет работать?!

Бабочка испугалась и ответила:

- Ваше Величество! Мне очень жаль! Я думала, что работают только дурочки, а дурочка здесь, оказывается,  я! Я думала, что работать не обязательно.

- Обязательно, моя дорогая! На первый раз прощаю, но если это повторится, не прощу!

И с тех пор ленивая бабочка стала работать вместе со всеми бабочками.

 

Полина 

Муравьишка-лентяй

Жил-был муравьишка-лентяй. Все его родственники работали, а он нет. Вот однажды он улегся на лист березы и стал дремать.Тут муравьи-стражники увидели птицу и забили тревогу. Все муравьи забежали в муравейник. А муравьишка-лентяй остался лежать на листе. И птица взяла и съела его.

Миша

Муравьиная война

Жили-были два королевства муравьев. Как-то у одного королевства закончился зефир. И оно напало на второй муравейник. Так началась муравьиная война. Воины отчаянно сражались за зефир! Но в середине дня пришел мальчик и затопил бутылкой воды оба муравейника. И оба королевства погибли.

 

Лиза

Бабочка и Муравей

Как-то раз летела одна Бабочка, и вдруг почувствовала, что ей на спину кто-то упал. Она оглянулась и увидела Муравья. И тут она врезалась в стену и упала прямо в лужу. Бабочка была вся в грязи. Муравей помог ей почиститься.

С этого дня они стали путешествовать вместе. Однажды они попали в паутину. Выбираясь из нее, бабочка порвала о ветку крыло. Муравей зашил его. Так Муравей и Бабочка подружились. Потом они поженились.

В легендах говорится, что однажды Муравей и его жена стали королем и королевой.

 

Катя

Пчелка

Жила-была одна страшная пчела по имени Драконика. С ней не дружили, потому что она была похожа на дракона. У ее были смешные таланты: садиться на шпагат и дышать огнем, косить глаза.

И был кот по имени Вася. Однажды, когда Драконика пролетала мимо, она встретила Васю и ужалила его. И так было каждый день, пока у Васи не закончились места, где можно было ужалить. Драконике было весело, потому что она думала, что играет с ним. А Васе было  больно и обидно. Он не понимал, за что его жалит пчела.

 

Write a comment

Comments: 0