Третий Международный фестиваль Лиги образования

Хроники Фестиваля.

17.08.15. День первый.

Сегодня в нашем городе, на площадке школы "Логос М", начал свою работу Третий Международный фестиваль "Сотрудничество, Сообразование, Сотворчество". На фестиваль приехали педагоги из многих регионов России и Казахстана. 

Фестиваль открыл Сергей Кувшинов, директор Международного института новых образовательных технологий РГГУ. Он начал свою речь необычно: раздал присутствующим по стручку зеленого горошка, а затем по несколько зерен обычного, лущеного. Из дальнейшего стало ясно, что символизировал зеленый горошек, - это дети до школы, а высушенный, соответственно, - на выходе из нее. Что делать, чтобы учиться было интересно? Как совместить мир высоких технологий, который окружает современного ребенка, и школьную схоластику? Это, пожалуй, ключевая тема фестиваля. Нам показали подшипник, отпечатанный школьниками в Дубне на 3D-принтере, панно, выполненное с помощью лазерного катера, роботов, сделанных старшеклассниками из деталей лего. Вывод оратора: путь к знаниям лежит через творчество, когда ребенок с увлечением делает то, что ему нравится.

Директор школы, Татьяна Михеева, показала нам школу. Это бывший детский сад, поэтому пространство очень сжато, нет рекреации для беготни на переменах, нет спортзала. Но то, что есть, оборудовано по последнему слову техники и используется очень эффективно. Во всех классах ноутбуки, интерактивные доски. У детей есть не только раздевалка, но и шкафчик для учебников. Микроавтобусы развозят детей по домам или на экскурсии. Опен-спейс с огромным экраном, софитами и занавесом для показа спектаклей. Кабинет физики и химии с современными приборами и датчиками для проведения экспериментов. В школе широко применяются лего-технологии на уроках математики и информатики. Дети постарше программируют своих лего-роботов. Наконец, прекрасная столовая (но и плата за обучение в школе соответствующая)))

Андрей Комиссаров, много лет работающий над разработкой обучающих игр, рассказал о "перевернутых уроках", о методах, которые мотивируют ребенка к самостоятельному поиску знаний. И об опасностях геймефикации уроков. Об "Октализе", тесте по изучению мотивации, и о многом другом.

После обеда учитель истории школы "Логос М", Татьяна Репях, рассказала об организации проектной деятельности. Она создает сайт в Гугле для каждого проекта, и дети онлайн выполняют задания проекта, там же готовят презентации. Проекты интегрированные: в заданиях дается материал по всем основным предметам, работа ведется на уроках и внеурочке. Нам показали прекрасный фильм о Первой Мировой войне, сделанный пятиклассниками.

Завершающим аккордом первого дня фестиваля была встреча с победителем конкурса "Учитель года России" Андреем Сиденко (школа №10, Мытищи) и чаепитие.

18.08.15.День второй.

Утром перед участниками выступил Артем Соловейчик, главный редактор издательского дома "Первое сентября", руководитель проекта "Школа цифрового века" и сын легендарного писателя, журналиста и педагога Симона Соловейчика. Симон Соловейчик - основоположник движения "Педагогика сотрудничества", автор популярных книг "Учение с увлечением", "Педагогика для всех", и других."Нельзя воспитать свободного человека, не будучи сам свободен", "Воспитывать - это пробуждать способность любить"- его афоризмы. С творчеством писателя нас познакомил его сын, Артем Соловейчик.

Анатолий Гин поднял весьма актуальный вопрос: как повысить учебную мотивацию школьников? Из чего она складывается? Всегда ли полезна стимуляция (похвала, пятерка)? 

Владимир Булычев познакомил участников фестиваля с авторской разработкой "Математическим конструктором", который знакомит детей с наглядными моделями математических и физических явлений.

Евгений Буянов рассказал о методах стимулирования творческих процессов в группах, о методах ТРИЗа и латерального анализа, об ассоциативных рядах и соционике.

Вечером в шатре Лиги Образования педагоги показали мастер-классы по разнообразным видам творчества, работала ярмарка обучающих игр и методической литературы. 

Я также участвовала с программой "Лепка игрушек из цветного теста". Педагоги, как дети, радовались возможности полепить из яркого и пластичного материала.

19.08.15. Третий день.

Третий, заключительный день Фестиваля был очень насыщен событиями. 

Михаил Кушнир рассказал об использовании IT- технологий в образовании. Во многих московских школах уже отказались от бумажных учебников и перешли на электронные. Соответственно, на уроках используются планшеты. которые через приложение Аir Server связаны с гаджетом учителя и экраном проектора. Все, что делает ребенок на планшете, моментально выводится на интерактивную доску, которой учитель управляет со своего планшета. Таким образом, не тратится время на стирание и запись мелом на доске. Появляется возможность использовать множество интерактивных упражнений и онлайн-тестов, разработанных для мобильных гаджетов.

Мы задали вопрос: не утратит ли ребенок при такой форме обучения навыки живой коммуникации? Не подменяется ли творчество умением манипулировать готовыми картинками и текстами из интернета? Наконец, не отучатся ли дети пользоваться шариковой ручкой?))

Ольга Корчажкина рассказала, как провести перевернутый урок (Flipped classroov) с электронным учебником. Эта работа также ведется в сети: дети получают домашнее задание, знакомятся с материалом из учебника и выполняют в нем же практические задания. Эта работа продолжается в классе, причем у каждого ребенка есть свой бланк - маршрутизатор, в котором задания, ответы ученика и его замечания, а также замечания учителя. Т.е. это интерактивная форма. Таких учебников еще мало, но будущее, безусловно, за ними.

После обеда мы, учителя начальных классов, провели свою мини-конференцию, на которой обсудили волнующие всех вопросы, поделились интересным опытом. Мне запомнилась учительница из Твери, которая все лето ведет переписку со своими учениками. Это так здорово.

В программе выступлений был и мой доклад: "Терапия творчеством в начальной школе".

Вечером в шатре Лиги образования начался Чемпионат по решению педагогических ситуаций. Участники разделились на 6 команд. В нашей, под номером 3, было 10 человек из разных городов страны. Ситуации предлагались очень разные, и каждый раз нужно было придумать нестандартный выход из ситуации. После четвертого тура жюри подвело итоги, а затем началась заключительная часть Фестиваля. Участинам были вручены дипломы и призы. В адрес организаторов было сказано много теплых слов. Действительно, фестиваль дал нам возможность встретиться с творческими людьми, познакомиться с новаторскими методиками, известными писателями и педагогами, и набраться вдохновения и энтузиазма на весть следующий год. Я очень рада, что была приглашена на это замечательное мероприятие.

Write a comment

Comments: 0