Писатель Анна Гайкалова

Анна Гайкалова. "День девятый".

Недавно открыла для себя писательницу Анну Гайкалову. Ее роман «День девятый» мне подарили на 8 Марта. На первый взгляд, обычная женская проза: героиня живет ради семьи, детей, нет никакого экшна. На ум приходят Улицкая и Рубина. Потом текст начинает цеплять. Своей откровенностью, грубой жизненной правдой. В памяти всплывает собственное детство, и начинаешь, по примеру автора, искать в прошлом причины будущих событий, своего характера и привязанностей. Лишь позже я узнала, до какой степени роман автобиографичен.
Если кратко, в нем прослеживается судьба нескольких семей, тесно между собой связанных. Один из постулатов романа – нежеланный, нелюбимый ребенок никогда не вырастет счастливым. Он запрограммирован на самоуничтожение. Нужна огромная сила воли и хоть чья-нибудь любовь, чтобы этой программе противостоять. Трагические судьбы повторяются в роду потому, что для детей пример родителей – абсолют, импринт, который почти невозможно отрефлексировать. Человек проверяется в минуту катастрофы, внезапной потери. Сможет принять, примириться с судьбой (читай – с Богом)? Отшатнется, испуганно отпрянет от своего Я, откажется чувствовать боль? Дамские обмороки – как раз такая форма бегства. Другие способы – алкоголь, наркотики, погружение в работу или виртуальную реальность. Лишь бы не остаться один на один со своим страхом, болью, виной. 
Главная героиня, Соня Берг, смогла выстроить позитивную линию жизни, последовательно отрицая материнские и бабушкины внушения. Она нашла себя в любви к детям. Вероника Родькина, любящая, добрая и красивая, погибла, как ее мать, на страшном пути отрицания жизни. Нелюбимому ребенку недостает сил утверждать себя в этом мире. Семейное клише толкает его на путь жертвы.
Единственное, что нас привязывает к жизни – это любовь. Если ее нет, жизнь превращается в серую пустыню. Автор меньше всего имеет в виду любовь плотскую, хотя и это важно. Но есть любовь к близким, детям, к природе и красоте, к истине и творчеству, к самому себе и Богу. 
Вторая часть книги посвящена описанию религиозного пути служения главной героини. Признаюсь, этот путь от меня далек. Мне кажется, договариваться с Богом – либо ребячество, либо лукавство. У Бога нет любимчиков. Как у хорошего учителя. Когда придет пора, он заставит писать контрольную всех учеников: отличников и двоечников, послушных и хулиганистых. Он не скажет: «Соня меня так любит, она так исполнительна, дам ей задание полегче». Чем стояние на многочасовой молитве отличается от языческого жертвоприношения? И то, и другое эгоистично: человек просит чего-то для себя или близких. Индейцы Америки верят, что если они прекратят жечь жертвенные костры в честь солнца, светило погаснет. Так и верующий, который «ограждает» себя от несчастий соблюдением ритуалов, постов и пр. 
Еще одна важная тема книги – вопрос воспитания. Как сделать так, чтобы ребенок вырос счастливым, хорошим, успешным? Во-первых, он должен быть любим и твердо уверен в этом. С этим никто не спорит.
Дальше автор описывает православно-авторитарный тип воспитания, где жена – голова, и все исполняют ее решения. У мужа Сони нет своей жизни, он лишь следует за женой – пока не заболевает всерьез (наши болезни зачастую – шанс вернуться к себе). Еще меньше личность выражена в детях Сони. Да, они воспитанные, умные, добрые. Но какие-то пресные. В них нет творческого начала, точнее, оно задавлено. Дети ходят на кружки и поступают в институты, которые им указывает мама. Все личное в них – лишь вредность, злонамеренность, которую мама успешно выпрямляет. Впрочем, с точки зрения православия человек таким и должен быть: сглаженным, усмиренным. А я вот люблю детей особенных. Талантливых, странных, веселых, выбивающихся их ряда. Имеющих свое мнение, отличное от моего. Умеющих спорить, настаивать. Увлеченных, смелых, ярких.
Так что в этом пункте я бы с автором поспорила. Впрочем, книга была написана в 2007, с тех пор многое изменилось. Возможно, теперь автор относится к вопросам воспитания иначе.
А в целом – талантливо, хорошо написанная книга. Она не для любителей легкого чтения. Читать ее – значит, осмыслять свою жизнь, задавать самому себе неудобные вопросы, значит, меняться. А многим это ох как неприятно. 
В детстве я наивно верила, что писатели и поэты - такие же прекрасные люди, как их тексты. Анна Гайкалова возвращает мне эту веру в единство духовного и творческого начала в человеке.

Write a comment

Comments: 0