По ту сторону


 

Перед выпускным утренником в детском саду я напутствовала родителей: «Что бы ни случилось, оставайтесь на стороне детей. Им нелегко придется в школе. Но пусть они всегда чувствуют вашу поддержку». И родители были со мной согласны.

В детстве я была отличницей, но сохранила о школе самые неприятные воспоминания. Школа убивала во мне дух творчества, живость и всякую радость. Это было давно, в эпоху сочинений о Ленине и «Малой Земле». Мы живем в другое, удивительное время. Время, когда рушатся табу и авторитеты,  когда догматичность и слепое подчинение уходят из всех сфер, даже из школы.  В такие переломные моменты возрастает роль личности, личности творческой, зрелой, способной взять на себя ответственность за свои поступки. Именно таких людей и должна готовить  школа.

И вот я оказалась по другую сторону баррикад. Я – учитель, передо мной ученики, и на их стороне, конечно же, их  родители. Наверное, этот конфликт вечен: в глазах родителей ни один учитель не бывает достаточно хорош. Если дети успешны в школе – то лишь благодаря усилиям родителей, которые с ними занимались и водили на платные курсы. Обратно, если дети не успевают, - то лишь из-за учителя, который плохо объясняет материал. Дети быстро усваивают эту нехитрую истину и приучаются манипулировать родителями в своих интересах. Например, понуро сидят над домашкой и ждут  помощи, потому что «нам это не объясняли», «я ничего не понял на уроке». Или горько рыдают: «Я так старался, а мне влепили трояк!». Конечно, негодование родителя обращается на учителя. Как же так? Нас хвалили в детском саду, мы ходили на курсы по подготовке  и там нас тоже хвалили, а теперь вдруг тройки?!

Открою одну тайну: в детском саду никто  не скажет правды, потому что воспитатели знают, насколько слепа родительская любовь, и избегают конфликтов с ними. Наоборот, стараются хвалить: «Васенька сегодня съел всю запеканку!» Еще меньше причин быть откровенными у педагогов дополнительного образования. Ведь родители платят деньги, притом немалые. Скажешь, что ребенок слабый, – его тут же переведут в другой детский центр.

Парадоксально, но у родителей отличников  тоже есть  причины для недовольства учителем. Ребенок просидел весь вечер над уроками, а учитель не похвалил его,  лишь кивнул. Кого-то другого вызвал к доске на оценку, а моему ничего не поставил.  Чью-то работу отметил, а моему просто поставил пять. 

            Понятно, что родитель и учитель видят ребенка по-разному. Для родителя его ребенок самый лучший, он связывает с ним честолюбивые надежды. Учитель сравнивает и видит успешность каждого по отношению к  учебной программе. Он должен быть требовательнее к сильным детям и снисходительнее к слабым, которым каждый шаг дается с трудом. Но он не знает детей так, как знают их родители. Потому что в школе дети обычно носят маску. Носит ее и учитель, которому неуютно под испытывающими взглядами родителей.

            Вот так и получается, что родители и учителя зачастую находятся по разные стороны баррикад.  А жаль. Вместе они могли бы помочь ребенку войти на равных в наш сложный и прекрасный мир, воспитать в нем творца, гражданина, сильную и яркую личность. Ведь это они, наши дети, будут строить завтрашнюю Россию. И от них - а значит, от нас – зависит, какой будет наша страна.

 

 

Write a comment

Comments: 0