Психологическая зрелость

Мы достигаем  психологической зрелости, когда оказываемся в состоянии контролировать свои желания и чувства. Мы знаем, что хотя с возрастом человек обычно приобретает больше опыта и лучше разбирается в жизни, но  психика его далеко не всегда развивается столь же успешно. Повзрослев физически, мы можем оставаться детьми в психологическом отношении. 

Многие из нас, хотя мы уже совершенно взрослые и самостоятельные люди, сердятся на замечания и требования своих родителей точно так же, как в детстве. Еще чаще у людей сохраняется склонность к инфантильным реакциям не только в общении с родителями, но и с окружающими нас ав­торитетными людьми. Чиновники, полицейские, начальство  — все могут заставить нас вновь почувствовать себя детьми. И если они критикуют нас, мы переживаем те же эмоции, что и в детстве, когда получали подзатыльники. Некоторые из нас, сталкиваясь с этими людьми, по-прежнему испытывают  страх. 
Не только страх, но и все другие психические реакции, возникшие в детстве, могут сохраняться неизменными во взрослой жизни. Одни, например, по-прежнему жаждут похвал от окружающих, другие остаются капризными, лишенными самостоятельности и чувства реальности, эгоцентричными, как в младенчестве. Короче, само по себе физиологическое развитие никак не гарантирует тех изменений психики, которые совершенно необходимы человеку, чтобы не остаться «маленьким» в такой  важной сфере нашей жизни, как чувства, желания, эмоции. 

Мы сможем помочь психическому развитию наших детей, если будем помнить о следующих пяти пунктах: 

1. Наша собственная психологическая зрелость —  наиважнейший фактор. Если, например, сами мы будем реагировать капризом на каприз ребенка, то не покажем ему примера, которому стоит подражать. 


2. Мы никогда не бываем удовлетворены развитием наших детей. Многие из нас полагают, будто ребята взрослеют только потому, что им объяснили, что они должны делать, а когда дети не оправдывают наши надежды, мы сердимся, раздражаемся и повторяем наш урок с большей строгостью. Но даже если ребенок после такого урока и проявит большую психическую зрелость, у нас нет никаких оснований; считать, что он действительно чувствует  себя повзрослевшим. На самом деле мы можем стимулировать развитие наших детей только одобрением и подбадриванием, то есть мы должны стараться вызвать у них самих желание расти. 


3. Ребенок может развиваться психически, только если у него имеется возможность все лучше и лучше познавать самого себя. Если он все время находится под строгим присмотром взрослых, это мало в чем поможет ему. Малыш может казаться развитым не по возрасту, но на самом деле оставаться дитем. Он сможет познать самого себя, только если у него появятся возможности проявить себя. Это значит, мы должны во многих случаях позволить детям рисковать и ошибаться.


4. Любить своих детей и в то же время любить других людей — это  лучшее, что мы можем сделать для детей. Любить — значит принимать, одобрять. Хотя уверенность детей в себе зависит в основном от нашей любви, они должны понять, что эта любовь не является их исключительной собственностью. Если малыш будет понимать, что наша любовь к нему — это лишь часть общей любви, какую мы питаем и ко многим другим людям, у него появится значительно больше желания не оставаться навсегда ребенком. 


5. Одно из самых главных отличий психологически зрелого человека состоит в способности от чего-то отказаться. Несомненно, это самый трудный урок, который жизнь дает нам. В дошкольном возрасте многие дети почти все свои разговоры начинают со слова «хочу». Одна из наших родительских обязанностей — объяснить ребенку, как важно научиться отказываться от чего-либо или откладывать на какой-то срок исполнение желания. Самое опасное здесь — слишком рано достичь желаемого.

 


Какую степень психологической зрелости мы можем ожидать к 7 годам жизни нашего ребенка? Очевидно, небольшую. Тем не менее, если дети растут в благоприятной творческой атмосфере, если они не скованы страхом и притворством, к этому времени они уже умеют различать и проявлять свои и чужие чувства во всем их разнообразии, проявлять  эмпатию, строить гармоничные отношения со сверстниками и  взрослыми. Как ребята в нашей группе.

Write a comment

Comments: 0