Что необходимо для счастья

9 элементов психического и эмоционального здоровья.

Выведены классиком современного психоанализа Нэнси Мак-Вильямс.  Я  адаптировала текст, имея в виду здоровье детей.

1. Способность любить, дружить.
Принимать другого таким, какой он есть: со всеми недостатками и достоинствами. Дружить не по принципу "у него есть нужная мне игрушка", скучать, когда друг не пришел в сад, защищать его в конфликтах, даже если он не прав. 

2. Способность создавать.
Рисовать, фантазировать, вырезать и склеивать, лепить и составлять из деталей Лего. Не потому, что воспитатель сказал. а потому, что хочется. Ведь человек - творец по природе, по крайней мере. пока в нем не погасили творческий потенциал.

3. Способность играть.
Игра нужна всем, не только детям. Подготовкой к взрослой жизни далеко не исчерпывается роль игры. Юмор, розыгрыши, импровизированные сценки - эта своеобразная форма игры пронизывает всю жизь нашей группы. Взрослый, который разучился играть - наполовину мертв.


4. Способность быть собой.
Довольно трудно выразить, что это значит. Но когда человек не в контакте с самим собой, он ощущает это как пустоту и боль. Все неврозы, все отклонения в поведении начинаются отсюда. Чтобы ребенок был собой, ему нужна безопасная, благосклонная  к его душе среда. Если же среда (в лице педагога или родителей) требует от ребенка быть иным, нежели он есть (то есть активно его "воспитывает"), врожденная природа ребенка блокируется на время. Он становится послушным, тихим, рассудительным, как от него хотят. До поры до времени. Обычно уже в младших классах все насильно навязанное яростно отвергается, ребенок вдруг оказывается циничным и злым. И это - тоже не он настоящий, это перекос, противодействие давлению взрослых. В нашей группе детям нет нужды притворяться.

5. Способность восстанавливается после стресса.
Если у человека достаточно внутренней силы, то, когда он сталкивается со стрессами, он не заболевает, не срывается. Он способен адаптироваться к новой ситуации.

6. Реалистичная  самооценка.
У многих детей с этим проблема. Их самооценка или чрезмерно завышена, или, наоборот, занижена.


7. Способность выносить накал эмоций.
Выносить эмоции — значит уметь оставаться с ними, чувствовать их, при этом не действуя под их влиянием. Это также одновременная способность оставаться в контакте и с эмоциями, и с мыслями — своей рациональной частью.

8. Баланс между тем, что я делаю для себя и для других. То есть, между эгоизмом и альтруизмом. Перекос в любую из двух сторон  вреден. 

9. Чувство витальности.
Способность быть и чувствовать себя живым. Винникот писал, что человек может нормально функционировать, но при этом быть как будто неживым. О внутренней омертвелости писали многие психиатры и психотерапевты. К счастью, у детей этой проблемы нет. Так радостно наблюдать за их кипучей деятельностью, бурными эмоциями и играми.

Write a comment

Comments: 0