С точки зрения психологии, есть всего четыре мотива, по которым ребенок ведет себя в группе неконструктивно, т.е. задирает других, дерется, шумит и т.д. Мотивы эти: привлечение внимания, жажда власти, мстительность и избегание неудачи. Первый мотив – самый распространенный. Ребенку нужен диалог с взрослым, его похвала, ласка, и он отчаянно пытается привлечь его внимание. Не получается хорошими поступками – значит, будет плохими. Проблема ребенка в том, что ему недостает чувства самоуважения. Внутренне он убежден в том, что он хуже других, и никакие похвалы не могут этой уверенности поколебать. Точнее, могут, но очень медленно. Здесь обязательно нужно сотрудничество с семьей. Если ребенка дома третируют, как восстановить его достоинство в саду? В прошлом году таких детей было больше. Теперь осталось несколько. Увы, то, что не выровнялось к семи годам, превращается в невроз.
Второй мотив – жажда власти. В 2007 г., когда эти дети родились, Юпитер, планета лидерства, стоял в своей самой сильной позиции. Поэтому они все отчасти испытывают «комплекс Наполеона». Им хочется быть первыми, самыми крутыми, лучшими. Это касается даже некоторых девочек. Поэтому в группе ведется бесконечная борьба за власть. За право встать во главе шеренги, быть командиром отряда или королем в спектакле. Постепенно выстроилась некая иерархия, причем и от мальчиков, и от девочек ее возглавляют прирожденные, настоящие лидеры. Что делать педагогу с таким типом личности? Они ведь борются не только между собой, но и со мной тоже. Первое правило – лидера нельзя унижать, высмеивать. Его нужно иметь на своей стороне. А тянутся они (мальчишки) к силе, знаниям, веселой шутке. Поэтому мне приходится чередовать стили общения, переходя от жесткой военной дисциплины к обстановке раскованного творчества. С лидером нужно ладить, не из страха, а потому, что непризнанный лидер становится мстительным, злобным (это третий мотив деструктивного поведения), и это сделает позже его жизнь несчастной. В нашей группе всего один мальчик с таким характером. Надеюсь, ему повезет с педагогами в школе. Не хочу даже представлять, что будет, если отношения с учителем не сложатся.
Наконец, последний мотив – избегание неудачи. Такой человек тоже хочет быть первым, но не берется ни за что, боясь проигрыша. Очень неконструктивная позиция, ее опасность в школьной жизни трудно переоценить. У нас всего один такой ребенок. И он уже начал выправляться.
Фундамент отношений с детьми в группе - моя к ним безусловная любовь. Я не устаю их хвалить и уверять, что они лучшие. Потому что так и есть. Это показали даже объективные тесты психолога.
Я сейчас составляю гороскопы детей (их можно посмотреть здесь), и заметила одну интересную особенность. Между моей картой и картами детей всегда есть некая сопряженность, параллельность. Впрочем, так и должно быть между усителем и учеником.
Write a comment