В них светится душа

Недавно состоялся музыкальный праздник "Прощание с осенью". Дети отлично показали себя. Я ими горжусь.

И вот о чем подумалось на досуге. Наверно, я неправильный педагог. Дети для меня – не объекты воздействия. Я их не воспитываю. Я живу с ними общей жизнью, мы плывем в одном потоке, радужно-ярком. Я ненавижу рутину. Поэтому  каждый  день в нашу жизнь обязательно входит что-то новое, неожиданное, удивительное. Учитель спрашивал девочку Алию из саги «Песнь льда и пламени»: «Какие три новые вещи ты сегодня узнала?» Если никаких – значит, день прожит напрасно. На занятиях  должно быть по-настоящему интересно, ведь в мире столько всего, о чем дети еще не знают.  

Я не провожу долгих воспитательных бесед. Потому что сама в детстве терпеть их не могла. Но разбираю с группой каждый  проступок, не останавливаясь на банальном «драться нельзя». Вот недавно дети заступились (кулаками, естественно) за своего сверстника Матвея. Потому что он слабее, младше, и вообще хороший мальчик. Наказывать их за это?

Дети мне интересны, как собеседники. И они это знают. Поэтому без страха быть высмеянными пересказывают свои сны, фантазии, делятся открытиями, обращаются с вопросами, порой забавными, вроде «Есть ли у бога брат?». У нас бывают разговоры на спорные, взрослые темы. «Кто важнее, мужчины или женщины?» «Что будет, если во всем мире люди перестанут драться?» «Как справиться со страхом?»

Это непедагогично, говорят мне. Ребенок должен твердо усвоить правила и не сомневаться в них. Но ведь правила диктует социум. А он меняется. Буквально на наших глазах. Традиции ветшают. И если они основаны только на затверженных «можно» и «нельзя», то рухнут, рано или поздно. Настоящие правила диктует душа, то внутреннее чутье, к которому и нужно учить прислушиваться детей. Еще им нужен ясный ум, чтобы в сложном мире проложить свой путь, прислушиваясь к голосу души.

В первую очередь душа не терпит фальши. А в педагогике, что греха таить, очень много лицедейства, когда воспитатель со своим фальшивым голосом напоминает волка из «Красной Шапочки».  Я абсолютно искренна с детьми. Они легко читают мои чувства,  потому что мы подобны друг другу. Мой внутренний ребенок так же легко увлекается игрой, гневается и смеется. Правда,  его всегда страхует «внутренний взрослый», обзавестись которым детям еще предстоит.

 Наша группа коррекционная. Дети в ней все до одного проблемные, и это проблемы не только звукопроизношения. А я их всех люблю и втайне считаю, что наша группа – лучшая в саду. Потому что здесь самые творческие, искренние, эмоциональные дети. Они искрятся юмором. У них есть свое мнение, и они его готовы отстаивать. В них светится душа.

 

Write a comment

Comments: 0