В поисках разумных существ

На острове
В тени пальм

По сюжету игры в "Необитаемый остров" мы отправились за каким-то ключом в синие просторы космоса. Задача -  найти разумных существ. Но как мы отличим разумных от неразумных? Мальчишки подошли к задаче практически: нужно вскрыть черепные коробки, - сказали они, - и посмотреть, есть ли внутри мозги. Интеллектуалы предложили взять с собой прибор - детектор разума. "А как  начет поведения? - пыталась я подсказать, - ведь разумные существа строят дома, автомобили, а животные вроде собак ничего такого не делают". "Собаки- разумны. И все остальные животные тоже", - твердо ответили дети. - "Даже насекомые?" - "Да". -  "А микробы?" - коварно спросила я, - Как насчет микробов?"

 Увы, мне не удалось доказать детям, что разумные существа - это такие, что ведут себя подобно людям. "Разумный" - это ведь качественное прилагательное. Оно несет эмоциональную оценку и подобно ряду "хороший, правильный, умный". Как же могут быть разумны иноплатяне, что встречают твой корабль залпами ракетного огня? А ведь люди поступят именно так.

И меня осенило, я решила загадку странной ненаселенности космоса! Разумных рас в нашем понимании нет, потому что мы ищем не разум, а себе подобных. Чтобы была голова. конечности, сморщенный мозг, глаза, пальцы, чтобы оно издавало звуки и понимало толк в сексе. И чтобы его размеры были сопоставимы с нашими. Как вам раса существ размером с гору? Или с микроба? Есть ли у нас шансы заметить друг друга? Как насчет газообразных и жидких существ? Не содрогаются ли они. глядя на наши карцеры-тела? Существо, чей цикл развития занимает тысячи лет, обратит ли внимание на нас, мух-однодневок? Поверит ли оно, что за этот ничтожный период можно создать что-то, близкое к цивилизации?

А как насчет разумной расы. обитающей внутри какого-нибудь инопланетного яблока? Они проживают свою жизнь, не догадываясь, что за пределами их вселенной существуют миллиарды иных миров.

На прогулке мальчик ест снег, который, как известно, кишит микробами.  Девочка прикладывает ухо к его животу и объявляет: "Я слышу микроба! Он говорит тихонечко: Не ешь меня, мальчик, я разумный! Я умею считать до десяти!"

Как говорится, устами младенца глаголет истина. 

 

Write a comment

Comments: 0