Либерализм или свобода?

Падал снег, и каждая снежинка так ярко сверкала на морозе. Я шла как будто по усыпанному самоцветами полю, или как будто летела в космосе, и меня окружали искры миров.

       Я думала о вчерашнем разговоре с коллегой о стилях поведения педагога. Лучше всего, уверяла она, авторитарный стиль, когда педагог четко следует правилам и добивается от детей неукоснительного их соблюдения. <>Лишь авторитарный стиль  обеспечивает дисциплину и порядок. В его основе солдатская честность и уверенность в своей правоте.

     А я ненавижу этот стиль, может, потому, что он напоминает о позднем СССР, когда нас всех заставляли ходить строем и выкрикивать одинаковые лозунги.

     Но разве либеральный стиль лучше? С его попустительством, чрезмерным доверием к разуму и воле ребенка? Слово "либерализм" отравлено политическими событиями последних лет. "Либерал" в России рифмуется с оппозиционером и педерастом. Но ведь в корне этого слова "свобода". Свобода от сводящих скукой скулы правил и догм. Свобода выйти из роли, предписанной социальным статусом.

     Но как это возможно для педагога? Его же уволят за профнепригодность. Я, кажется, нашла лазейку. Творчество и авторитарность - как электрон и позитрон, несовместимы. А я занимаюсь с детьми творчеством. Когда мы сочиняем сказки, ломая все каноны, наплевав на назидательность, с таким. например,  зачином: "Однажды мама стала деревом..." Когда рисуем и лепим самых фантастических животных.

     Но от требований дисциплины не так легко отмахнуться. Потому во мне есть два "я": первое рационально и прагматично, соблюдает правила и требует от детей того же, а за спиной его прячется второе, настоящее, которое жаждет свободы и творчества. Его предпочтения иррациональны: оно все прощает тихим  одиноким детям, которые напоминают ему собственное детство, закрывает глаза на беспорядок в группе, если при этом детьми что-то создается, творится без всякого плана и инструкций.

     Есть еще демократический стиль, который якобы очень хорош. Тем, что все вопросы решаются на референдуме? Тем, что одиночки подчиняются большинству?.. Демократический стиль, так же, как и авторитарный, абсолютно рационален.

     Мы стараемся создать предельно логичный, предсказуемый, комфортный мир. Но нечто, назовем  это  ветром свободы, то и дело ломает наши постройки. Не только в качестве внезапного зла и порчи. Красота. фантазия, творчество - они тоже иррациональны. Они по другую сторону, и в "правильном" мире им нет места.

       Поэтому я все-таки за либерализм, в котором еще сохранился вкус свободы<>.

Write a comment

Comments: 0