Примеры интерпретации

Зверь-солнце
Несуществующее животное

Рисунок 1. Мальчик, 6 лет.

По рассказу автора, существо зовут Рузик, оно живет в большой избушке, ест сырую картошку. Дружит с мамой, папой и братьями. Оно доброе, но боится отравы.   Люди его враги. В свободное время рубит деревья. На вопрос, зачем ему столько рук, автор ответил: "Чтобы ловить детей и бросать в котел, если его разозлят".

Большой размер рисунка говорит о желании обратить на себя внимание, о демонстративности. Круглая форма  - об интраверсии, потребности в самозащите. Ярко-красный цвет - о состоянии тревоги. О тревоге говорит и  множество глаз, правда, маленьких и совсем не похожих на глаза. Рот, полный зубов - о защитной агрессии. О том же, уже прямым текстом, - множество рук нарисованного существа.

Вспомнились архаические изображения солнца с множеством рук, которыми оно мечет лучи-копья. Неужели эта идея отпечатана в луше человека, несмотря на эпоху, в которой он живет?

Часто так бывает, что заданная педагогом тема  задевает какую-то тайную струнку в душе ребенка, и вот он рисует еще один рисунок. как бы дополняющий, раскрывающий смысл первого.

Несуществующее животное
Семь солнц

Рисунок 2. Автор тот же, рисунок выполнен в тот же день. Рассказ автора: "Семь солнц, заключенных ледяным злодеем в клетку. Он хочет отнять у солнц их красоту. Они питаются собственными лучами. и от этого становятся еще лучше. А злодей ест сосульки".

Становится ясно, что первый рисунок нес ту же идею мандалы, целостности. заключенной в защитный круг. А второй, к тому же - идею семеричности. Чем питается солнце, дарящее свет всем? Чем питается душа. если не собственной тончайшей энергией? Ледяной злодей, заключивший солнце в клетку -  некто, подавляющий ребенка, его светлую душу. Его фигура нарисована ниже и слева от "парада солнц". Значит, относится к прошлому и преодолеваемому. Крайнее справа солнце - зеленое. Это цвет роста, развития, успеха. Все цвета солнц - разные, но все - яркие, радостные. И только для фигуры "злодея" и прутьев клетки художник использовал мрачный синий цвет.

Наверно. я плохой интерпретатор. Мне чудится в этом рисунке больше, чем просто слепок с обстоятельств и характера ребенка. Чудится прекрасная притча о душе, сияющей сквозь прутья-ребра тела, о побеждаюей силе радости и света.

Несуществующее животное
Лесная птица

Рисунок 3.  Мальчик, 6 лет.

Это Зеленая птица. У нее корни, как удерева, множество глаз, чтобы все видеть. Птица делает крыльями "закрученный ветер", смерч. Зовут ее Яс. У нее нет ног. Она злая, потому что ее заколдовал злой волшебник, который бросается камнями. Он такой же, без ног, как она. Птица станет доброй, когда ее победит кто-то добрый.

Очень странное существо, не правда ли? Я уже писала об этой птице,  о наших безуспешных  попытках ее расколдовать

 

Зеленая птица оказалась лишь "первой ласточкой": подсознание автора выплеснуло  затем целую стаю этих птиц: Ледяную, Каменную, Электрическую. Отличающиеся стихиями. которыми "повелевают", птицы тем не менее несут одинаковое послание: душа автора, тот внутренний огонь, что виден на рисунке, в опасности, и нуждается в защите. Кроме ног (свободы),  эти птицы лишены рта. На мой вопрос. почему, автор ответил: "Им нечего говорить". Рот становится не нужен, если ребенка не выслушивают, отмахиваются от его рассказов. Льдом огораживается душа, когда никак не может разрешить конфликт. Действительно, что может ребенок? Уйти, хлопнув дверью? До определенного возраста он воистину бесправен, даже если задарен игрушками и сладостями.

 

Последняя часть этой истории - рассказ о групповой сказкотерапии, когда мы всей командой пытались сочинить историю о Ледяной птице. Историю с счастливым концом.

Текст получившейся сказки можно прочитать здесь.

Я никогда еще не видела, чтобы ребенок так отстаивал негативный сюжет. Мальчик отчаянно боролся за то, чтобы его птица оставалась одинокой и злой. Он находил все новые и новые способы борьбы с нами, "спасателями". Вероятно, степень его отождествления с Птицей была слишком велика. А возможность реально разрешить конфликт - слишком ничтожна...

Есть еще одна сказка о Птице, которую сочинил он сам. Сказка кончается тем, что храбрый рыцарь убивает птицу. Она воскреснет и станет доброй, так уверял меня мальчик...

 

Несуществующее животное
Монстр

Рисунок 4. Мальчик, 6 лет.

Этот монстр живет в ледяной пещере. Его зовут Ясь. Он ест людей и камни, дружит с динозаврами. Никого не боится.

Мрачное существо, не правда ли? Защитная агрессия, уход  в одиночество.  Асоциальность. Душа страдает от недостатка эмоций.

Несуществующее животное
Белочка Таня

Рисунок 5. Девочка, 6 лет.

Зовут это существо Таня. Таня живет в красивом домике, который ей подарил принц. Поскольку это белочка, она любит прыгать и есть орехи. Дружит с другой белочкой, которую зовут Настя. Боится волка. Она добрая. Мечтает о принце.

Пример уравновешенного, позитивного характера. Белочку портят только слишком большие зубы,  и они выдают склонность девочки к вербальной агрессии. Крупный размер рисунка говорит об уверенности в себе, украшения - о демонстративности, вполне уместной в рисунке девочки. Ум практический, в облаках не витает.

Проективный рисунок
Несуществующее животное

Рисунок 6. Мальчик, 6 лет. 

Это живой домик, он живет в лесу. Его зовут ... (следует имя самого мальчика). Он ест волшебную траву, от которой делается невидимым. Домику это нужно, чтобы спастись от злых чудовищ, которые к нему приходят. Домика все боятся. Он мечтает превратиться в большой корабль с крыльями и мощным двигателем.

Рисунок дома вместо животного можно бы принять за случайность, плохое понимание поставленной задачи, если бы не одно но: в проективном тесте "Портрет моей души" мальчик тоже нарисовал дом. Дом души, и в нем жила Баба-Яга. Дом - символ безопасности, защиты, и все же это лишь оболочка, а не сама душа. Смешение живого и неживого в рисунке приводит меня в замешательство.  Мальчик агрессивен. И дом агрессивен, его все боятся. Но он сам, оказывается, нуждается в защите, нуждается так сильно, что готов стать невидимкой, чтобы избежать сужой агрессии. Этот рисунок подтверждает старую истину: агрессия и страх - две стороны одной медали.

Фиолетовый - любимый цвет мальчика. Это цвет напряженности. любознательности. активности.

Диагностический рисунок
Несуществующее животное

Рисунок 7. мальчик, 5 лет.

Это существо зовут так же, как самого мальчика. Оно плачет, потому что у него нет друга. Оно мечтает о том, чтобы у него появились папа, мама, сестра. Оно боится страшных драконов. и змей, и вампиров. Бабочка над его головой спрашивает: "Почему ты плачешь?" - но оно ничего не может ответить, "потому что у него  кончился звук, и мозги вытекли, ведь ему так плохо, и он долго кричал".

Этот печальный рисунок принадлежит с виду веселому, живому  мальчику. Он очень переживает из-за развода родителей и последовавших за ним событий.

 

 

Рисуночный тест
Инопланетяне

Рисунок 8. Мальчик, 6 лет. 

Маленькие белые цыплята, которые пускают молнии. Они прилетели с другой планеты, чтобы взорвать Землю.  Их так и зовут: страшные цыплята. Они едят собак и кошек. Хотят победить всех хороших. Живут в пещере в горе.

Автор рисунка - робкий, донельзя закомплексованный мальчик. Он часто играет в одиночестве, стреляя в воображаемых противников. "Почему ты все время стреляешь?" - спросила я его как-то. На что одна девочка ответила: "Потому что ему страшно". Очень мудрые слова. Источник агрессии - страх. Эта парочка всегда неразлучна.

Проективный рисунок
Джип

Пример 9. Мальчик, 6 лет. Это джип супербольшой. Преращается в робота и гоночную машину. Еще его зовут джип-разрушитель. Он ездит сам, никого не боится. Ест бензин. Мечтает о новом кубке и гоночной машине. Его враги - черные джипы и синие гонки.

Этот рисунок еще раз доказывает, что детские игрушки, особенно машинки, - не столько предмет для игр, сколько символ статуса ребенка. Собственно, все, как у взрослых:  крутой пацан тот, у кого крутая тачка. В представлении мальчика игрушка и он сам сливаются.

Несуществующее животное
Рыбы

Пример 10. мальчик, 6 лет.

Это такие рыбы: Жук-жукович и Жук-жуков. Едят водоросли. Шипы им нужны, чтобы защищаться от Лох-Несского чудовища, и от железной сетки. Одному вырвало глаз чудовище. Мечтают превратиться в пацанов и ходить по земле. Дружат друг с другом.  Домик у них в море.

В который раз мальчик рисует двоих: себя и отца, с которым очень дружен. Вода - эмоции. Они слишком сильны для ребенка. Рыба-отец раскрашена ярко, рыба-мальчик - черно-белая. Но что-то красное от отца есть. Отождествление с отцом сильное: рыбы похожи друг на друга.

Тест
Девочка-крапива

Пример 11. Девочка 6 лет. Это злой говорящий цветок, крапива. Он сделал себе из облака собачку, потом нашел себе дочку-цветочек, и братика-говорящую сосиску. Потом прибежала лошадка. Крапива наступила ей на хвост и оторвала его, потом укусила лошадку за ногу и оторвала ее. Потом пришел доктор и стал лечить лошадке ногу.

Крапива сама себя колет.

Снова вспылвает мотив агрессивности, с которой девочка в себе несогласна, которой доброе начало в ней (доктор) сопротивляется. Эта агрессия, возможно, сначала была защитной маской, от которой теперь, в условиях любви и приятия, девочке трудно избавиться. Сюжетный, хорошо разработанный рисунок говорит о незаурядных способностях и богатом воображении.

Comments: 0